Недавно, после довольно долгого перерыва, в Москве побывал Патриарх всея Грузии, Католикос Илия II. Этот визит считается знаковым, призванным символизировать долгожданное потепление отношений между Россией и Грузией, после того, как эпоха правления «плохого мальчика» Михаила Саакашвили, судя по всему, катится к закату. (Из личных впечатлений: в декабре довелось еще раз побывать в Тбилиси, и одним из особенно ярких впечатлений стало то, что на улицах, в магазинах, в транспорте люди на заданные им вопросы снова начали отвечать по-русски. Протокол протоколом, но на постсоветском пространстве английский все же не становится языком межнационального общения – А.Г.). Номинально он еще остается на посту главы государства – до намеченных на октябрь очередных президентских выборов. Однако реальная власть в стране - уже не у него, а у премьер-министра Бидзины Иванишвили и его команды. От которого, кстати, Католикос Илия II привез президенту РФ Владимиру Путину и всей России привет и наилучшие пожелания.
Тбилиси нащупывает пути восстановления взаимодействия с Москвой. И каждая возможность непосредственного общения сейчас чрезвычайно важна. Понятно, что такую миссию доверят не каждому. А только тем, чей рейтинг в обществе достаточно высок, и кто пользуется истинным уважением. Духовный предводитель подходит для этого как нельзя лучше – его авторитет высок и прочен. Что, в частности, наглядно проявилось в начале января, когда в Грузии отмечалось 80-летие Святейшего Патриарха. В честь этого юбилея состоялся праздничный концерт в Грузинской госфилармонии, который почтили своим присутствием премьер-министр Бидзина Иванишвили, спикер парламента Давид Усупашвили и другие официальные лица. А житель села Гулгули Телавского района Симон Гигителашвили, как сообщили грузинские СМИ, преподнес Католикосу 80 литров вина и чурчхелу (популярное национальное лакомство, аналог армянского сладкого суджуха). Поистине царский подарок…
В те дни юбиляр получил подношение и от азербайджанского духовенства. Председатель Управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, возглавлявший делегацию духовных лиц Азербайджана, которая приехала на юбилейные мероприятия, вручил Илие II орден шейх-уль ислама. В ответ грузинский патриарх подчеркнул, что визит духовного лидера мусульман Кавказа в Грузию является проявлением дружбы между грузинским и азербайджанским народами. Но этим не ограничился. И, комментируя ситуацию вокруг Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, заявил, что никогда не согласится с мнением, будто Грузия потеряла свои земли. “Вовсе нет,- сказал он,- мы просто временно потеряли контроль над этими территориями. Но справедливость все-таки восторжествует. Как Абхазия и Южная Осетия являются исконными землями Грузии, так и Нагорный Карабах принадлежал и будет принадлежать Азербайджану”.
Эти слова предстоятеля Грузинской православной церкви процитировало азербайджанское информагентство anspress.com. После чего, как писали в прежнее время, сделался некоторый конфуз. Поскольку резкость высказывания, не подобавшая уважаемому лицу высокого духовного звания, и его откровенно политическая направленность вызвали ожидаемое недовольство. Грузинская Патриархия поспешила отмежеваться от упомянутой цитаты. Руководитель Департамента внешних связей Грузинской Патриархии владыко Герасим завил в комментарии армянским СМИ, что Илия II не делал подобного заявления, и оно не соответствует действительности, и Католикос “не делал заявлений в связи с Нагорным Карабахом”.
Тем не менее, и это опровержение, судя по всему, не внесло в ситуацию полной ясности. Эксперт по региональным проблемам Закавказья Сергей Шакарянц расценивает происходящее как игру в расчете на наивных.
- Если обратить внимание на то, что из Баку в ответ на опровержение идёт одно глухое, но многозначительное молчание, то может создаться впечатление, что в действительности Святейший Илия II ничего не говорил об Арцахе, - считает эксперт. – Однако встреча грузинского Патриарха и председателя Управления мусульман Закавказья имела место 5 января в Тбилиси, а не в Баку. И посвящена она была празднованиям 80-летия Патриарха. В опровержении Грузинской патриархии не указывается, говорил ли Илия II о том, что он лично никогда не согласится «с мнением, что мы потеряли наши земли. Вовсе нет, мы просто временно потеряли контроль над этими территориями», и т.д., вплоть до исконной принадлежности земель. Из чего можно заключить, что агентство anspress.com не перевирает. Но, если уж Илия II затронул в присутствии шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде тему о независимости Южной Осетии и Абхазии – по просьбе гостя или нет, я не знаю,- то во имя «толерантности» и «укрепления грузино-азербайджанской дружбы» Патриарх, думается, наверняка затрагивал и тему Нагорного Карабаха. Вопрос только в том, в каком контексте это было сделано.
По мнению С.Шакарянца, исходя из вышесказанного, в опровержение Департамента внешних связей Грузинской Патриархии уже не верится. «На мой взгляд, Илия II в действительности вполне мог и не делать заявлений «в связи с Карабахом»,- отмечает эксперт.- Однако я убежден, что, заговорив в присутствии г-на Пашазаде о Южной Осетии и Абхазии как об «исконных землях Грузии», он, по неписаным законам гостеприимства, сказал также, что «Нагорный Карабах принадлежал и будет принадлежать Азербайджану». То есть, сделал заявление не «в связи с Карабахом», а «в связи с принадлежностью» нашего Арцаха. Темы вроде схожие – но разные».
Армянский эксперт напоминает, что грузинская сторона не впервые сначала делает непродуманные заявления в связи с «армянской темой», а потом начинает это опровергать и утверждать, что говорившего «не так поняли». По его оценке, Грузия давно и малоудачно флиртует с Азербайджаном, игнорируя при этом национальные интересы армянского народа – как внутри Грузии, так и в рамках региона в целом.
- Видимо, непоследовательность Тбилиси в вопросах, связанных с армянами, в немалой степени обусловлена членством в ГУАМ и принятыми в рамках этой структуры взаимными обязательствами по конфликтам. Но при чём тут церковь, почему в это ввязывается Патриарх? Странно слышать высказывания о принадлежности «исконных земель» из уст тех, кто вроде бы по своему сану призван сохранять не только религиозную мораль, но и саму память. Хотя бы о том, что именно с армянской земли начался процесс распространения христианства на Кавказе, а в Арцахе покоятся мощи внука Святого Григория Просветителя – архиепископа Григориса. Я не допускаю, что данная информация неизвестна грузинскому Патриарху. Однако, быть может, на склоне лет он, к сожалению, позволяет втягивать себя в околополитические и околомежконфессиональные фарсы.
.
Ашот Гарегинян