Поездка католикоса в Баку состоялась и подтвердила самые худшие ожидания. Саммит трудно было назвать особо представительным и, тем более, Всемирным. Главными действующими лицами мероприятия были патриарх Кирилл, католикос Гарегин, муфтий и главное содержание было связано с ними.
О сути «высокой духовной миссии» католикоса уже было сказано. Но армянской стороне она принесла одни минусы не только в нравственном, но и в политическом плане. Понятно, что католикос ни словом не обмолвился о преступлениях азербайджанского народа против армянских соседей, которыми город пахнет и 20 лет спустя. После его согласия на визит, мало кто рассчитывал на такую принципиальную позицию. Однако можно было рассчитывать на другое: не говоря и не делая правильного, должного, католикос по крайней мере удержится от ошибочных слов и дел.
Естественно дата саммита… Практически сразу после Цицернакаберда католикос отправился в гости к самым ярым его отрицателям, в страну, где официозные СМИ поливают армян грязью 365 дней в году, но особенно усердствуют в оскорблениях на 24 апреля.
После саммита остались материальные следы в виде подписанных документов. По итогам трехсторонней встречи патриарха, католикоса и муфтия была подписана «декларация по карабахской проблеме»: «Поддерживая усилия президентов Армении и Азербайджана, мы намерены способствовать их стремлениям. В связи с этим считаем важным продолжение прямого диалога между духовными лидерами с целью содействия разрешению конфликта, что даст возможность людям вернуться в места, откуда они были изгнаны войной».
Выходит, несмотря на постоянные открытые провокационные угрозы в адрес Армении и армян президента Алиева, католикос уверен в чистоте его стремлений. Выходит, есть два человека, в одинаковой степени стремящихся к благополучному разрешению конфликта: Серж Саргсян и Ильхам Алиев.
Согласившись отведать азербайджанского угощения, никуда не денешься - нельзя не похвалить хозяина дома. Но стоило ли католикосу касаться темы беженцев? Хорошо известно, что никто на переговорах не рассматривает тему армянских беженцев. Да и не стремятся бывшие бакинские, кировобадские, сумгаитские армяне возвращаться на места прежнего проживания. Речь идет только об азербайджанских так называемых беженцах из Карабаха. Трудно сегодня сказать что-то определенно о стремлениях руководства РА, но «стремления» президента Алиева и всего руководства Азербайджана, которым хотят «способствовать» участники трехсторонней встречи, совершенно ясны. Добиться сдачи без боя части освобожденных армянских территорий, отхода армянских сил с защищенных рубежей. Внедрить на сократившуюся территорию НКР полчища невероятно размножившихся «беженцев», а затем, не брезгуя никакими провокациями начать с более удобных позиций военные действия для их «защиты» от «кровожадных» карабахских армян. Столько аргументов было в свое время потрачено армянской стороной на единственно верный тезис о «невозможности совместного проживания», но этот рубеж благополучно сдан политиками, а теперь и духовным предводителем нации.
Под занавес саммита был принят итоговый документ, несомненно, заранее подготовленный: «Мы призываем к миру, в котором каждое государство хранило бы целостность своей территории. Одновременно в этом мире каждый народ должен развиваться свободно и нестесненно, решая свою судьбу и принимая адекватное участие в принятии всех международных актов, затрагивающих его жизнь. Возникающие конфликты должны разрешаться справедливо, с учетом интересов всех их участников, на основе норм и принципов, принятых международным сообществом».
Как видим, тезис о территориальной целостности заявлен четко и стоит на первом месте. А где же тезис о праве на самоопределение? Напрасно мы будем искать его в тексте. За подтверждением территориальной целостности следуют невнятные фразы, которые целиком укладываются в обещанные И.Алиевым для армян Арцаха права и свободы в «демократическом Азербайджане». Все это католикос тоже благословил своей подписью.
Далее непонятное посещение оскверненной в свое время толпой и лишенной своего религиозного предназначения бывшей армянской церкви в Баку. Что оно призвано было продемонстрировать, кроме удивительной толерантности Азербайджана? Ведь в мировых СМИ, слабо интересующих деталями событие было отмечено именно как посещение сохранившейся в Баку армянской церкви.
Отдельно хочется отметить слова патриарха Кирилла. Понятно, что в рамках общего укрепления своих позиций на постсоветском пространстве Россия стремится наладить тесное сотрудничество с властями Азербайджана. Но не стоит ли оставить политику политикам, которые имеют другой статус, чем духовный иерарх? Они обязаны ставить во главу угла государственные интересы, поэтому им больше пристало для пользы дела полностью игнорировать не такой уж давний факт: изгнание из города более 200 тысяч человек, резню оставшихся. Изгнание, грабежи, резню по национальному признаку, но, безусловно, отягощенному религиозным.
«Каждый человек в Азербайджане имеет свободу выражать свои религиозные чувства, все чувствуют себя в безопасности под защитой государства, и я очень рад тому, что глава государства, господин президент лично уделяет очень большое внимание вопросам межрелигиозных отношений», - сказал в Баку патриарх Кирилл.
От Ильхама Алиева он удостоился ордена «Шараф», сам же наградил президента Азербайджана «во внимание к значительному вкладу в укрепление межрелигиозного мира и согласия в Азербайджанской Республике» орденом Русской Православной Церкви Славы и Чести первой степени.
«Мне хотелось бы особенно подчеркнуть Вашу роль в межрелигиозных отношениях, - сказал Патриарх на торжественной церемонии. - Азербайджан является государством, где большинство людей исповедуют Ислам. Но здесь традиционно присутствуют православная, иудейская общины, и в Азербайджане никогда не было межрелигиозных конфликтов. Сейчас, используя современную терминологию, мы бы сказали о высоком уровне толерантности. Раньше люди не использовали таких мудреных слов, а говорили проще. Мы живем вместе, вместе празднуем праздники, вместе разделяем радость и скорбь. (…) От лица православной общины Азербайджана я хотел бы сердечно Вас поблагодарить за этот мирный дух, который присутствует в жизни Вашего народа…»
Высокий уровень толерантности… Куда уж выше? Впрочем, вполне возможно он сейчас действительно высок – потребовалось только своевременно выкинуть из города 200 с лишним тысяч «паршивых овец», не относившихся к «традиционным общинам», чтобы мирный дух воссиял…
Карен Агекян, главный редактор журнала «Анив»