На 24 апреля 1915 года пришлась скорбная дата в судьбе армянского народа — массовое уничтожение армян в Османской империи. Кроме этой даты, кровопролития и депортации наследников Урарту были и в другие дни конца XIX — начала ХХ века. По подсчётам историков, в результате этих бесчеловечных действий погибло полтора миллиона армян. Именно от этих событий берёт начало в истории человечества страшное слово «геноцид» — истребление групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам. Начавшись на Кавказе, геноцид продолжился акциями гитлеровского фашизма по уничтожению евреев, славян, цыган.
Факт геноцида армянского народа со стороны Османской империи официально признан более чем двадцатью странами мира, в том числе — Россией. Позицию защиты невинно страдающих людей наша страна занимала уже в 1915 году: император Николай II распорядился на время приоткрыть южную границу, чтобы гонимый народ мог спастись от османского произвола на территории Российской империи.
95-ю годовщину трагедии отметили ныне во всём мире, в том числе и в Турции, власти которой признают само преступление, но отказываются признать его геноцидом. Поминальные митинги и моления состоялись и во многих городах России. Молитву в память о жертвах геноцида армян вознёс Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Уральские армяне в минувшую субботу собрались у церкви «Сурб Карапет», её строительство завершается у перекрёстка улиц Белинского и Тверитина в Екатеринбурге. К этому событию рядом с храмом, по древней традиции, установлен хачкар, в дословном переводе — камень-крест. Он напоминает ещё об одном периоде, знаменательном для отношений армянского и российского народов. На обратной стороне украшенного каменной вязью хачкара выбита надпись: «С чувством глубокой признательности жителям и правительству Свердловской области за оказание помощи в ликвидации последствий землетрясения в Республике Армения в 1988 году. Армянская община Свердловской области «Ани-Армения».
Председатель общины Масис Назарян (кстати, он доставил хачкар из Еревана в Екатеринбург) вспоминает, как в разрушенные катастрофическим землетрясением армянские города одними из первых прибыли с техникой, строительными материалами именно уральцы. Они участвовали в разборке завалов, в восстановлении коммуникаций жизнеобеспечения, прокладке дорог, строительстве жилья, школ, больниц и других объектов. Организованный уральцами строительный трест стал наиболее жизнеспособной производственной единицей возрождающейся Армении.
…Ложатся к хачкару алые гвоздики и белые розы. У храма «Сурб Карапет» собирается народ. Звучит разноголосая речь. Кроме армян, которых сегодня здесь большинство, пришли русские, представители разных национальных диаспор, проживающих на Среднем Урале.
Молитвенное пение звучит над церковной площадью. Литургию ведёт отец Седрак Азнавурян — по благословению Католикоса всех армян Гарегина II он специально прилетел в Екатеринбург из Эчмиадзина, резиденции Католикоса. В молитве и проповеди, произносимых на армянском языке, звучит вошедшее в международную лексику трагическое слово «геноцид».
О решимости добиваться полного всемирного признания факта геноцида армян говорил в своей речи руководитель общественной организации «Ани-Армения» Масис Назарян:
— Мы всё помним и никогда не забудем. И хорошими делами своими постараемся показать, что мы достойные дети и внуки тех, кто трагически погиб в те страшные годы.
Ректор Уральского Федерального университета Виктор Кокшаров вспомнил о чувствах, которые пережил, когда стоял с делегацией Свердловской области у мемориала жертвам геноцида, на древнейшей армянской земле, у колыбели христианской цивилизации:
— Сжималось сердце, срывался голос. Мы сопереживали и сопереживаем эту трагедию вместе с вами. Примите, пожалуйста, слова глубокого сочувствия и скорби. И сегодня есть люди, которые пытаются замолчать, заставить забыть то, что было. Но пока живы мы, живы наши дети и внуки, пока будут живы дети внуков и внуки внуков — этого нельзя забывать. Мы должны сделать всё, чтобы это не повторилось.
— Пока мы вместе — не повторится, — заверил Фарух Мирзоев, председатель региональной общественной организации «Общество таджикской культуры «Сомон».
А потом девушки из Союза армянской молодёжи читали стихи: Паруйра Севака — на армянском, Бориса Чичибабина — на русском:
— Армения! Бог твою душу храни. Я быть твоим сыном хочу.
…Поминальная трапеза. Печальные лица. Ощущение скорби и единения. Умытые весенним дождём серый хачкар и яркий, в одежде из армянского туфа, храм «Сурб Карапет».
Римма ПЕЧУРКИНА, "Областная газета"