В ереванском издательстве "Гракан эталон" на днях увидела свет довольно примечательная, на наш взгляд, книга. Это сборник современной иранской драматургии в переводах на армянский язык.
ЧЕМ ЖЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНА ЭТА КНИГА? ВО-ПЕРВЫХ, ТЕМ, ЧТО ЗНАКОМИТ литературную общественность Армении и заинтересованный круг армянских читателей с наиболее интересными и яркими, можно даже сказать, программными произведениями современной иранской драматургии.
Во-вторых, рецензируемая книга примечательна тем, что имеет истоки своего создания. История эта восходит к ноябрю минувшего, 2011 г., когда группа армянских драматургов посетила с ответным дружеским визитом Исламскую Республику Иран и встретилась в Тегеране со своими коллегами, иранскими драматургами. Вероятно, именно во время этой встречи и оживленных дискуссионных выступлений писателей двух дружественных соседних стран у руководителя армянской делегации Нелли Шахназарян зародилась идея организовать перевод и издание на армянском языке лучших произведений современных иранских драматургов. Идею эту поддержал председатель правления Союза писателей Армении Левон Ананян, который и стал инициатором создания и издания этого важного сборника. Книга издана на бюджетные средства по госзаказу.
Заметим также, что благодаря активному двустороннему сотрудничеству писателей и культурных деятелей намечается издать в Иране сборник современной армянской драматургии на персидском языке. Пьесы армянских авторов взялся перевести Андраник Хечумян. Считаем нелишним отметить, что Андраник Хечумян является известным деятелем иранского театра и кино, внес большой вклад в развитие современной иранской литературы и культуры. Его переводы с армянского языка, а он уже представил иранскому читателю и театральной общественности более двадцати драматургических работ современных армянских писателей, получили очень высокую оценку со стороны иранских литературных критиков и деятелей театрального искусства. Он внес также большой вклад в процесс взаимного сотрудничества современных армянских и иранских писателей, в частности драматургов. Инициатором издания сборника современной армянской драматургии на персидском языке является председатель союза иранских драматургов Мохаммад Амир Ярахмади.
В старые добрые времена, когда даже плохие книги выходили многотысячными тиражами, можно было говорить об их обращенности к массовому читатели. Теперь и тиражи, и число читателей многократно уменьшилось, так что приходится говорить о небольшом, но заинтересованном круге читательской аудитории, о настоящих любителях и ценителях литературы, словесности.
СБОРНИК ПРЕДВАРЯЕТ НЕБОЛЬШАЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЗАМЕТКА РЕДАКТОРА КНИГИ, литературоведа и литературного критика Армена Аванесяна. Основу сборника составляют десять пьес ведущих современных иранских драматургов. Два автора - Мохаммад Чармшир (пьеса "Ода смерти") и Алиреза Надери (пьеса "Стена") представлены в переводах Геворга Асатряна. Переводчица Нуне Ованнисян представила пять драматургических работ. Это пьеса "Без мира" Хале Моштагиниа, "Ржавое лезвие" Мохаммада Амира Ярахмади, "Место явки господина Исмаила" Хамида Амджада, "Тегеран, 1390-й солнечный год" Салма Саламата, "К черту!" Садеха Сафаи. Еще три пьесы иранских драматургов представил переводчик Эдуард Ахвердян. Это "Одна комната, две двери" Махмуда Назери, "Песня звезд" Мехридата Курошниа, а также "Извращенец" Нахме Самини.
Это очень разные, не похожие друг на друга драматурги. И задачи, которые они ставят перед собой, тоже очень разные. Они исповедуют разные жизненные принципы, придерживаются разных художественно-эстетических взглядов. У каждого автора свой - единственный и неповторимый - стиль, свой жизненный опыт, которым он считает нужным поделиться с читателем, с театральным зрителем.
В сборнике представлены различные направления, по которым идет и развивается современная иранская драматургия. Жанр бытовой драмы представлен пьесой "Без мира" Хале Моштагиниа; элементы театра абсурда содержат пьесы "Стена" Алиреза Надери, "Место явки господина Исмаила" Хамида Амджада и "Одна комната, две двери" Махмуда Назери; образчиком политической драмы является "Ржавое лезвие" Мохаммада Амира Ярахмади. Разумеется, подобное деление пьес на поджанры и направления довольно условно и относительно, поскольку в каждой пьесе можно увидеть хитросплетения разных художественных методов и жанровых особенностей.
Есть у книги еще одно примечательное достоинство. Она, по справедливому замечанию редактора и автора предисловия Армена Аванесяна, позволяет армянским читателям лучше узнать, приобщиться к театральной жизни соседней страны.
Гурген КАРАПЕТЯН, "Голос Армении"