«Исторический фактор развития любого общества основан на качественной смене поколений»
Наполеон Бонапарт
.
Сегодня армянская молодежь является той прослойкой, на которую возлагаются определенные надежды, однако, будут ли эти надежды оправданы? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. В первую очередь следует рассмотреть основные идеологические парадигмы, на основе которых развивается армянское молодежное движение в странах «Запада» (+ Латинская Америка и Ближний Восток) и «Востока» (СНГ).
.
Векторы развития армянской молодежи «Запада»
.
Развитие армянского молодежного движения запада происходит на фоне уже сложившихся развитых идеологических течений, основанных на верховенстве демократии и социальной справедливости. Имея доступ к самому престижному образованию, современное армянское поколение вкладывает бесценный личностный вклад в развитие ведущих организаций. Нельзя не отметить и тот факт, что в США, невозможно представить, чтобы молодежную организацию возглавил юноша без высшего образования, престижной работы и крепкой традиционной армянской семьи. Однако, это продиктовано отнюдь не традиционными армянскими догмами, а общим фоном внутренней идеологии самого государства. Лицом любой организации, которая претендует на статус «серьезной», должен быть лидер, несущий в себе, прежде всего, морально-нравственные ценности, ценности преданности семье и обществу. Именно такая модель лежит в основе селекционной работы с армянской молодежью, с естественным учетом этнических особенностей и традиционных парадигм.
Сегодня на "Западе" в общей сложности можно выделить более 20 организаций серьезного уровня, большая часть которых приходится на США, Францию, Аргентину и Ливан. Однако, Армянская Молодежная Федерация, основанная лидерами АРФ «Дашнакцуцюн», на сегодняшний день по праву считается эталоном молодежного движения. Начнем с того, что АМФ – является единственной организацией, имеющей представительства в более, чем 10 государствах. Нет необходимости говорить о том, что основной вектор развития обусловлен идеологической доктриной партии АРФД. Основная цель – подготовка высококачественных кадров для ведущих армянских лоббистиских организаций. В связи с этим принятие членов в саму организацию – процесс достаточно сложный и многоэтапный, именно поэтому АМФ – является самой популярной и финансово-обеспеченной армянской молодежной организацией в мире.
Вторым важным вектором - является сохранение армянской идентичности и культурно-исторической составляющей. К сожалению, в данном вопросе армянская молодежь запада терпит неудачи из года в год. По статистике, предоставленной организацией ASA (Armenian Stud. Assosiation), процент смешанных браков среди молодежи составляет от 39 до 44%. По большей части в смешанные браки вступают армянские юноши, наиболее частые браки происходят с девушками еврейской, итальянской и мексиканской национальности. В последние годы статистика склоняется уже в «пользу» девушек, которые воспитываются «медиа-шоу идеологией» (или show girls generation). Удивительно, но за последние годы увеличился процент смешанных браков среди армянской молодежи Ливана, если в 2005 году этот процент составлял 8,5%, то к 2011 году он поднялся до 29,7%. Практически те же тенденции прослеживаются в странах Европы и Латинской Америки. Подобная тенденция негативно влияет как на внешнюю «оболочку» самой общины, так и на внутренние процессы, искусственно разделяющие диаспору на ливанские, иранские, сирийские, ереванские, гюмрийские и другие узкие мини-общины. До недавнего времени, иранские армянки выходили замуж лишь за иранских армян, по подобной аналогии поступали и другие мини-общины. Несмотря на то, что сегодня в США существуют мощные армянские лоббистские организации, сама община находится в глубоко разделенном положении, которое усугубляется конфликтом классического и современного Спюрка.
.
Векторы развития армянской молодежи «Востока»
.
Сегодня довольно трудно говорить о существовании армянского молодежного движения на постсоветском пространстве. Большинство организаций выполняют функции культурно-спортивных площадок, не выходя за рамки узко–направленной деятельности. С одной стороны, это обусловлено тем, что армянская молодежь находится в идеологической дезориентации. С другой стороны, армянские организации в России, Украине или Белоруссии не заинтересованы в укреплении молодежного потенциала, не нуждаясь также в усилении кадрового состава. Большинство лидеров армянских организаций рассматривают посты как некую составляющую своего престижа и статуса. Сегодня армянская молодежь «Востока» находится в стадии поиска нравственно-культурной парадигмы, так как армянские ценности стали носить лишь абстрактный и относительных характер. В основе развития лежит идеология идеализма, идеология прошлого – как главного и единственного мотора будущего. Парадоксом является то, что теоретическое знание и интерпретация истории и культуры - является тем самым пиком молодежного движения. В отличие от армянского молодежного движения на «Западе», армянская молодежь «Востока» рассматривает вопрос своей причастности к строительству нового будущего через призму политических элит Армении и «старых» ("взрослых") армянских организаций («они должны думать об этом, а не я»). С данной точки зрения, армянская молодежь должна перейти от теоретического идеализма к реальному функционализму, именно на основе функционализма должно выстраиваться молодежное движение (опыт Франции, Сербии, Италии, Израиля).
По данным исследования Армянской Культурной Ассоциации (исследования велись среди армянских общин России, Франции, Болгарии, Испании и Германии) процент ассимиляции среди армянской молодежи в России – самый высокий среди всех общин мира – от 52 до 54%. На сегодняшний день говорить о какой-то борьбе с ассимиляцией и культурной деградацией не приходится. Нужно понимать, что танцы, песни и прочее могут быть лишь приложением, но отнюдь не способом борьбы. С учетом специфики стран постсоветского пространства искусственная ассимиляция становиться частью программы самих армянских организаций, стремящихся интегрировать армянскую молодежь в данное общество. Однако, политика по интеграции должна быть четко продуманной, учитывающая как общественные реалии того или иного государства, так и культурно-исторические особенности своего народа. Блестящим примером реализации программы «интеграции минус ассимиляции» - является еврейская диаспора, как на Украине, так и в России.
Основной причиной неудачной «борьбы» армян, как запада, так и востока против подобных явлений – является отсутствие института по работе с армянскими семьями. Подобные сетевые институты также превосходно функционируют в большинстве этнических общин в форматах родительских советов, советов старейшин, сети различных семейных институтов и т.д. Наличие подобного института позволит решать вопросы на более эффективном уровне, уровне функциональном.
.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas