Азербайджан снова погрузился в очередной период всенародного экстаза. Народ Азербайджана непосредственно созерцает некое сверхъестественное действо, о котором другие народы знают лишь по религиозным книгам и различным народным преданиям. При этом надо отметить, что это происходит не первый раз в истории этой страны.
Впервые такое случилось 10 октября 1993 года, когда, не «выдержав» мольбы народных масс и зова предков, Гейдар Алиев все же изволил возвратиться к власти. Второй раз - когда перед уходом в мир иной, он вновь, не «выдержав» народной мольбы, зова предков и плюс к этому непрекращающихся надоедливых упрашиваний своей невестки и сына, все же успел по какому-то «сверхъестественному» позыву передать им власть. Второй представителей султанской династии Алиевых – Ильхам, торжественно вступил на престол 31 октября 2003 года. Народ Азербайджана, получив такой дар «свыше», с одной стороны, почувствовал глубокое удовлетворение, но, с другой стороны, выработав привыкание, возжелал нового чуда. И вот свершилось! Из венгерских застенок на родину вернулся Рамиль Сафаров, самый известный азербайджанец на земле, который своей «популярностью» сопоставим, разве что, с отцом и сыном Алиевыми. Очередное чудо случилось 31 августа 2012 года.
Получается, что в Азербайджане с периодичностью менее чем в 10 лет случаются «мегачудеса». Но кроме мегачудес, в этой стране практически каждый день случаются чудеса рангом ниже, что также с «большой благодарностью» принимается народом и дает ему «неиссякаемые силы». К таким относится, например, какая-либо удачная покупка первой леди в самых дорогих зарубежных магазинах, угадывание вопроса в викторине «Кто хочет стать миллионером» любым из отпрысков Алиевых, выигрыш или проигрыш Ильхама в каком-либо казино и т.д.
Но вернемся к пришествию Рамиля, которого Ильхам Алиев своим указом сразу помиловал и вручил ему паспорт гражданина республики. При этом султан нарушил закон собственного султаната. В соответствии с Уголовным кодексом Азербайджана, актом помилования глава государства вправе освободить от отбывания наказания только тех преступников, которые осуждены на конкретный срок лишения свободы (к примеру, на три, пять, десять лет) или к другим видам наказания, не связанным с лишением свободы.
Сафаров же был осужден пожизненно. Так, в соответствии со статьей 82.3 Уголовного кодекса Азербайджана, пожизненное лишение свободы в порядке помилования может быть заменено только лишением свободы на срок до двадцати пяти лет. Исходя из вышеизложенного, президент Азербайджана ни при каких обстоятельствах не вправе был посредством акта о помиловании полностью освободить Сафарова от дальнейшего отбывания наказания. Максимум – это заменить ему пожизненное лишение свободы на 25 лет. Более того, распоряжение Ильхама Алиева вступает в противоречие и с пунктом 8.4. положения о помиловании, утвержденного указом президента Азербайджана Гейдара Алиева от 18 июля 2001 г., согласно которому вопрос о помиловании осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, может быть рассмотрен лишь после отбытия этими осужденными не менее десяти лет срока наказания. Сафаров, между тем, не отсидел даже 10 лет.
Что это? Игнорирование Ильхамом воли и заветов Гейдара при том, что сын для отца создал храмы и сгоняет туда кого попало? Вряд ли. Скорее, Ильхам также не «выдержал» «мольбы» народных масс и зова предков, решив реформировать действующий в Азербайджане культ личностей Алиевых, добавив к нему третий компонент. Ильхам здесь явно подражает египетскому фараону Эхнатону, особенно, если учитывать, что и первая леди Азербайджана – Мехрибан Алиева делает все возможное, чтобы выглядеть как жена уже упомянутого эксцентричного египетского фараона – Нефертити.
В итоге получается некий трехглавый идол – отец Алиев, сын Алиев и Рамиль. Последнего, учитывая все те оценки, которые он получил от народа Азербайджана, можно назвать воплощением азербайджанского духа, его лучшим проявлением. Таким образом, формируется этакая анти-троица. Здесь Ильхам Алиев также принял во внимание и основы демократии. Ведь третьим компонентом трехглавого идола стал не сын Ильхама и внук Гейдара, а человек из народа.
Таким образом, все слои общества «представлены» в новом культе, и в Азербайджане, наконец-то, хоть в данной плоскости, но все же восторжествовала демократия! Действительно, мегачудо!
По пришествии Рамиля политико-идеологический шабаш разгорелся с новой силой. Жрецы и жрицы нового культа начали превозносить «новобранца». Глава секты «Азербайджанская община нагорного Карабаха» Байрам Сафаров назвал экстрадицию и помилование Рамиля Сафарова очередным поражением армян, воскликнув в трансе, что наконец-то, справедливость восторжествовала.
Глава партии «Мусават» Иса Гамбар также пришел в восторг от пришествия Рамиля, не забыв при этом поклониться и двух другим головам трехглавого идола. В таком же духе высказалось и Министерство обороны Азербайджана.
А Акиф Наги, этакий Дмитрий Нагиев (в роли ведущего скандальной передачи «Окна») азербайджанского политического поля, заявил буквально следующее: «Сафаров выполнил долг перед азербайджанским народом, государство и общество по достоинству оценили Сафарова. Рамиль свободен. Это радостный день для всех. Пусть наступит день, когда в Карабахе начнутся военные действия и в короткое время наши земли были бы освобождены. Азербайджан способен с той же скоростью освободить Карабах от оккупация, с какой освободил Рамиля из тюрьмы».
А депутат азербайджанского парламента Ганира Пашаева, практически всегда находящаяся в коматозном состоянии, звонко прокричала: «Рамиль Сафаров освобожден! Поздравляю, азербайджанцы! Мы благодарны президенту страны за возвращение Сафарова в Азербайджан и помилование».
Сам идол также начал говорить, причем с нескрываемым удовольствием и даже удивлением от своего нового тотемного положения. Он словно оракул заявил: «Азербайджан вернет свои территории. Переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта проходит на высоком уровне. Мы очень скоро освободим Карабах от армян».
Можно только представить, с каким наслаждением народ Азербайджана в очередной раз услышал ремикс этой старой песни о главном. Идол в сопровождении многочисленной группы людей, скандировавших лозунги «Рамиль», «Карабах», «Мы освободим Карабах!», также посетил могилу Гейдара Алиева, Аллею шехидов и памятник турецким шехидам. Думается, что вскоре в Азербайджане появятся и рамиль-югенты или сафаровятники – детско-юношеские крыло сторонников этого идола.
Однако оставим в стороне теологическую составляющую темы и рассмотрим ряд политических аспектов. Возвращение киллера, причем подлого и трусливого убийцы, и его восторженный прием в обществе, на самом деле, показывает весьма серьезные и опасные процессы, идущие в Азербайджане. Совершенно очевидно, что в этой стране окончательно утвердился фашизм, который выработал и свое особое, новое в истории дипломатии направление – топорную дипломатию. Суть данной дипломатии – в официальном санкционировании убийств мирных и спящих армян с последующим откупом и возвращением на родину в качестве героев.
Поэтому не исключено, что Рамиль вступит и в большую политику, особенно учитывая его политические заявления. Нет, Рамиль не станет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2013 года. Но вот создание некой организации типа гитлеровского СС под предводительством будапештского головореза вполне возможно. В глазах азербайджанцев он стал «героем», но в душе - попросту маньяк и убийца, способный пойти на все и хладнокровно отрубить голову не только армянину, но и любому другому, на которого укажет хозяин. Думается, что символикой может послужить топор, или три топора (чтобы соответствовать трехглавому идолу) в форме свастики. Более того, эту топор-свастику можно также поместить на гербе Азербайджана. Это более реально отражало бы ситуацию в этой стране.
Своими действиями Алиев также ставит в весьма сложное, можно сказать, тупиковое положение переговорный процесс и усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Непонятно, как будет развиваться этот процесс дальше. Можно предположить, что наступить период застоя в процессе урегулирования, что, кстати, станет наиболее приемлемым сценарием в сложившейся ситуации.
Венгеро-азербайджанский пакт о свободе будапештского садомазохиста, первое дипломатическое оформление топорной дипломатии, является также сильнейшим ударом по демократии и практически всем европейским структурам, в которые входит Венгрия.
Наверное, местопребывание Сафарова в Будапеште стало очагом повторного заражения Венгрией фашизмом. Совершенно очевидно, что в освобождении Сафарова главным действующим звеном не была лишь судебно-правовая система Венгрии. Азербайджан основательно подкупил все высшие эшелоны власти этой страны, чему, возможно, способствовала и финансово-экономическая ситуация в еврозоне.
Возможно, поток азербайджанский нефтеманатов, нефтедолларов и нефтеевро вызвали у некоторых венгерских ультра-правых ностальгию по периоду Второй мировой войны и нахождения у власти фашистской партии «Скрещённых стрел», лидерами которых были такие же сафаровы, но с венгерскими фамилиями. Азербайджанский топор и венгерские стрелы здесь пересеклись.
Не исключено, что Алиев будет финансировать в Венгрии и фашистские партии, тем более, что они, не получив своей доли нефтеманатов, очень охотно пошли бы на сотрудничество, а власти, которые уже получили свой барыш и хотят еще, могут закрыть на это глаза.
Кстати, после краха социалистической системы в Венгрии там появился ряд партий, которые заявили, что являются наследницами «Скрещённых стрел». К таковым относится, например, «Партия за лучшую Венгрию», полувоенные формирования которой объединены в группу «Венгерская гвардия» и даже используют символику своего нацистского предшественника.
Понятно, что освобождение Сафарова показывает, что и у Европы имеются серьезные проблемы, игнорирование которых чревато серьезными последствиями в будущем.
Что касается Арцаха, то, конечно, выход Сафарова на свободу - явление, требующее особого анализа. Однако думать, что это победа Азербайджана или проявление его силы, не совсем правильно. Да, киллер на свободе. Но его выход, как бы этим ни гордились в Азербайджане, на самом деле показывает слабость этой страны, наличие там серьезнейших проблем, разъедающих это государство изнутри.
На свободу вышел не герой, не крупный военачальник, а всего лишь маньяк и подонок, зарубивший топором спящего человека, причем не на поле боя, а в общежитии. Понятно, что такой человек не может быть солдатом в прямом смысле слова. Палачом и душегубом – да, но воином – никогда. И если во всем Азербайджане не нашлось хоть одного военного, ветерана, аксакала, который попросту плюнул бы этому маньяку в лицо, то значит там морально-политическое разложение, действительно, идет прогрессирующими темпами. Будущее же таких стран не внушает оптимизма.
Более того, такой подход негативно отразится на внутренней жизни этой страны. Падение морали - одна из самых серьезных угроз безопасности страны. Сафаровы – вот кто сегодня является самой большой проблемой Азербайджана. Можно представить, какое омерзение у горских народов Азербайджана вызвал поступок Сафарова и действия Ильхама по возвращению его в страну. Для них данное поведение несовместимо с представлениями о настоящей войне. Представители лезгин, аварцев, талышей и других нацменьшинств, наверное, на месте убитого Сафаровым армянского офицера представляют своих ребят, что естественно. Все это лишний раз показывает всю слабость азербайджанского государства, и если в этой стране остались хоть какие-либо вменяемые силы, они должны сделать соответствующие выводы.
Давид Бабаян, политолог.
Новости-Армения.