Весной 2006 года министр национальной безопасности Азербайджанской республики Эльдар Махмудов, давший интервью по поводу 87-летия азербайджанских спецслужб, заявил: «планы ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». Пожалуй, за все годы после распада СССР это было первое официальное признание того, что в Азербайджанской республике набираются и обучаются смертницы-убийцы. Те самые убийцы, что взрывают адские пояса в людных местах России: на концертах, в метро, в больницах и школах.
Информация об этом, конечно, просачивалась и до профессионального ляпа Махмудова. Так, во время суда над Зарой Муртазалиевой, приговоренной к 9 годам лишения свободы по обвинению в подготовке теракта в Москве, московские «Известия» опубликовали выдержки из постановления Никулинской межрайонной прокуратуры. Как сообщает газета, в этом документе утверждается, что: «Муртазалиева Зара Хасановна... являясь активным членом бандитских формирований, ведущих боевые действия с федеральными силами РФ в Чеченской Республике, пройдя специальную подготовку в лагере террористов-смертников под городом Баку Республики Азербайджан, в сентябре 2003 года прибыла в Москву для организации совершения террористических актов…».
19 летняя Зулихан Элихаджиева, взорвавшая себя на рок-фестивале в Тушино, оставила личный дневник, в котором описала, как она ездила в Баку со сводным братом Жаге, с которым она пребывала в преступной любовной связи. Именно в Баку любовник-брат и завербовал Зулихан в смертницы. Там же она прошла основы преступного искусства убивать. В Азербайджане же долгие годы (возможно, по сей день) готовил смертниц Кюри Домбаев, бывший «эмир» Шалинского района.
Корреспондент «Комсомольской правды» Юлия Юзик, долгое время изучавшая проблему смертниц-убийц, пишет в своей книге «Невесты Аллаха»: «Баку, Азербайджан – центр всего. Ваххабизма, идейной подготовки чеченских смертниц, финансирования терактов из-за рубежа. Это я знаю от людей, с которыми общалась в течение всего года, – самых разных людей, и с "той", и с "этой" стороны».
В свое время В. Путин предъявлял Гейдару Алиеву претензии в том, что международные и террористы, готовящие теракты на территории России, более чем вольготно чувствуют себя в Азербайджане. В то время даже серьезно стоял вопрос введения визового режима между Россией и Азербайджаном.
Примеров террористической составляющей политики Азербайджана много, и об этом не раз уже говорилось. Удивляет другое: наблюдаемое в азербайджанской прессе плохо скрываемое поощрение террористической деятельности смертниц. Речь не о сайтах азербайджанских религиозных экстремистов-убийц, вроде http://azerijihadmedia.wordpress.com/ или http://milleti-ibrahim.com/ru/. Собравшимся там нелюдям «по штату» положено пропагандировать убийство мирных жителей. Речь о другом. О том, как СМИ других государств ненавязчиво и осторожно поощряют терроризм в соседней стране.
Откровенно говоря, теракты в московском метро 29 марта уже не поражают. Ни масштабами, ни кажущейся бессмысленностью. К сожалению, были, и не раз, теракты масштабнее и с большим резонансом. Очень хочется ошибиться, но, думается, россиянам еще не раз придется испытать бессильную злость и горечь от терактов и потери близких и родных. Ибо развязанная против России террористическая война носит насколько жестокий, настолько и осмысленный характер.
Теракты отличаются от диверсий тем, что направлены не на подрыв мощи государства, а на изменение его политических взглядов. По замыслу организаторов террористических актов, напуганное взрывами и безвинной кровью население подвергшегося террористической атаке государства должно потребовать от своего правительства уступок перед экстремистскими силами. Слово «террор» так и переводится «страх, ужас». Однако любые уступки неминуемо повлекут за собой новые требования и новые теракты. По этой причине главной задачей государства становится консолидация общества, укрепление его морально-психологического состояния. И в этой борьбе особое значение приобретают СМИ.
Можно понять, когда российские издания именуют убийц смертниц шахидками. В основном это происходит от недостаточного знания ислама и желания щегольнуть модным и немного пугающим термином. Однако если то же самое делает пресса исламского государства, то говорить о незнании уже не приходится, ибо в подобных государствах прекрасно осведомлены о значении этого слова. Шахид – мученик за веру, павший в битве с врагами Аллаха. Шахидами также считаются люди, умершие во время эпидемий, погибшие от рук бандитов, влюбленные, не успевшие жениться, но сохранившие честь. Женщины в числе «шахидок» упоминаются лишь те, кто умер во время родов. Нигде, ни в каком Хадисе не упоминаются шахиды, убивающие детей, женщин, стариков… Поэтому называть террористок убийц «шахидками» означает грешить против канонов ислама. Думается, представителям российских СМИ следовало бы осторожнее подходить к этому термину.
Вместе с тем, не вызывает сомнений, что в населенном в основном мусульманами Азербайджане прекрасно понимают значение слова «шахид». Правда, в этой республике давно уже принято называть насильников и убийц шахидами, до последнего времени преступно-некорректное использование этого термина носило «внутриазербайджанский характер». Так, бывший Нагорный парк в Баку, после захоронения там уничтоженных Советской Армией погромщиков, бандитов и убийц, был переименован в… Аллею шахидов.
Однако ныне этот «опыт» канонизации бандитов Азербайджан экспортирует и в Россию. Вполне респектабельное и финансируемое государством новостное агентство Vesti.az., например, освещая теракт в московском метро, пишет: «Шахидок видели за 20 минут до взрыва». «Ошибка» эта не столь безвинна, как может показаться на первый взгляд: мученики за веру, а именно так воспринимаются в сознании верующего мусульманина шахиды, вызывают в исламской среде сочувствие и являются примером для подражания. Внедрение в сознание людей преступное отождествление убийцы со словом «шахид» является одним из важных этапов подготовки новых безжалостных террористов.
Арабское слово «шахада», от которого произошло «шахид», означает «свидетель». Слово это является калькой христианского термина «мученик», основным значением которого на греческом языке также является «свидетель». Однако вряд ли какому христианину придет в голову назвать убийцу мирных людей мучеником. Это не сделает и мусульманин. Если, конечно, он не преследует кровожадных целей.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"