В Москве вышла книга кандидата исторических наук Тамары Варданян «Азербайджанцы. История одного незавершенного этнопроекта (историко-этнологический очерк)».
Начиная с советского периода по сей день, азербайджанские историки пытаются сочинить тысячилетнюю историю сообщества, формирование которого является относительно новым явлением. Искажая источники и факты, они, а также ряд зарубежных проазербайджанских авторов, безаппеляционно используют понятия «азербайджанский этнос» или «этническая территория азербайджанцев» даже в том случае, когда описывают исторические события далекой древности. Однако, известно, что государство под названием Азербайджан появилось только в 1918 году, а кавказские тюрки получили этноним «азербайджанцы» только по директиве Сталина в 1936 году.
В новой книге историка Тамары Варданян под названием «Азербайджанцы. История одного незавершенного этнопроекта (историко-этнологический очерк)» рассматривается ряд актуальных и поныне всесторонне неизученных вопросов – является ли научно-обоснованным использование вышеперечисленных понятий, какие формы самоидентификации преобладали в среде кавказских мусульман, как в условиях российского господства проходило формирование самосознания кавказских татар и так далее. Отметим, что книга издана в Москве, ее научным редактором и автором предисловия к ней является доктор политических наук А.Айвазян, рецензентами – доктор гуманитарных наук Р.Чепайтене (Вильнюс, Литва) и кандидат философских наук А.Цуциев (Владикавказ, Российская Федерация), опубликована по решению ученого совета Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона (директор – профессор В. Захаров).
Тамара Варданян на основании первоисточников и теоретических постулатов рассматривает слабую выраженность, точнее, почти полное отсутствие этнического самосознания закавказских мусульман, затем наметившиеся только в конце 19-го века начало поиска самости в среде представителей татарской интеллигенции, первые проявления этнического самосознания и его дальнейшее конструирование. Несомненно, это исследование армянского автора является ценным вкладом в изучении поднятых проблем. Исследование безупречно с точки зрения научной объективности и беспристрастности. Четкое, ясное и логическое изложение материала, разъяснения использованных в тексте терминов делают его доступным не только для академического сообщества, но и для широкого круга читателей.
Представляем вниманию читателей беседу с автором книги – кандидатом исторических наук Тамарой Варданян.
– Как родилась идея написания книги?
– Замечу, что моя кандидатская диссертация частично была посвящена именно этим вопросам, однако ее хронология охватывала только период второй половины 19-го до первого десятилетия 20-го века включительно. В то время, как в данной книге хронологические рамки намного расширены, изучаемая проблематика рассматривается с начала 18-го века до современного периода. Представлена вся траектория конструирования идентичности, охвачен в том числе и советский период, который, фактически, внес коренные преобразования в данный процесс. Как это ни парадоксально, но по сути, российское господство как в имперскую, так и советскую эпоху в значительной степени содействовало конструированию азербайджанского этноса.
- Предполагается ли перевод и издание книги на других языках?
– Издание книги на русском языке было обусловлено тем, что в последнее время именно на русском стали появляться псевдонаучные опусы азербайджанских и проазербайджанских авторов. Безусловно, есть необходимость издания как на армянском, так и на английском языках, что максимально расширит круг читателей. Надеюсь, что найдутся заинтересованные круги, которые будут готовы оказать содействие в подготовке и публикации армянской и английской версии книги.
- Какую цель преследуют азербайджанские историки, искажая историю Армении и региона?
– Изложением выдуманной, а не реальной истории «Азербайджана» делается попытка решить масштабные и многослойные задачи. Процесс построения «азербайджанского этноса» еще не завершен. А формирующаяся идентичность, как правило, остро нуждается в представлениях о том, что якобы все его члены имеют общую и древнюю историю, общую Родину, культуру, религию, язык, общих врагов и так далее. Подобные представления становятся катализаторами этноконсолидационных процессов. А в случае азербайджанцев дефицит этнических компонентов вынуждает официальную историографию придумывать истории о существовании таковых, потом издавать их «в научной» упаковке. Например, американский автор О.Альштадт в 1992 году издал внушительную (по размерам) работу, в которой история азербайджанцев излагается, начиная с 6-го века до Рождества Христова. Однако, при ознакомлении с ним, оказывается, что в работе речь идет всего лишь об истории территории Иранской Атропатены, которая не имеет ничего общего ни с территорией современного государства Азербайджан, ни с нынешними азербайджанцами. Однако автор озаглавил книгу «Азербайджанские турки», что у неосведомленного читателя формирует мнение о том, что якобы история азербайджанцев начинается именно с этого периода. Тогда как история территории вовсе не является историей этноса. Фальсификация истории имеет политические и захватнические цели.
- С учетом современных тенденции, каковы прогнозы дальнейших поисков азербайджанцами своей идентичности? Можем ли мы утверждать, что находимся на этапе завершения ее построения?
– Этот вопрос в моей работе также обсуждается. Дело в том, что, хотя в советское время были предприняты серьезные шаги в целях этнизации новой азербайджанской идентичности, этот процесс до сих пор не завершен. В постсоветский период дрейфующаяся идентичность азербайджанцев вступила в новую фазу, на этот раз общество встало перед выбором между вновь всколыхнувшимся этническим тюркизмом и все еще гражданским азербайджанизмом. В ходе борьбы между этими двумя парадигмами мы становимся очевидцами частичной кристаллизации идентичности, но лишь окончательная победа одной из них может привести к завершению процесса нациестроительства, правда, если в ближайшем будущем не произойдут геополитические катаклизмы в ущерб интересов Азербайджана.
Zham.am