Начало смотреть по ссылке http://www.yerkramas.org/2012/02/25/oruzhie-geroev-nachalo/
Область культуры - всегда область символическая. Символы отражают мировоззрение и миропонимание, отношение людей к миру и к другим людям. Особое значение во многих культурах имел предмет, знаменующий собой доблесть, силу, храбрость воина. Этот предмет - меч. В разных своих воплощениях меч может быть одновременно оружием и символом, но может стать только символом.
В прошлый раз мы говорили о Мече-Молнии, оружии сасунских богатырей, и о том, почему его название «сабля» тем не менее означало «меч». А сейчас - разговор именно о мече и его месте в культуре человечества, особенно в европейской и, разумеется, в армянской.
Именно вокруг меча происходит формирование морали воинского сословия и вырабатывается понятие чести. Лишь человек, доказавший свою храбрость, проливший свою кровь ради благородного дела, оказывался достойным меча. Не случайно посвящение в рыцари, то есть превращение «низшего» в «высшее», требовало реального (позже - знакового удара). Получивший достойную рану - рану от клинка - признавался и социально равным. Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой, чашей на пиру или кулаком - вообще не оружием - считался бесчестьем, поскольку так бьют раба. Именно поэтому такой удар карался большим штрафом, чем рана (даже тяжелая и болезненная), нанесенная лезвием. Такая рана не бесчестила, более того, она является почетной, поскольку бьются только с равным.
Именно в качестве символа меч вошел у большинства государств в число регалий, государственных атрибутов власти, символизируя силу и воинственность. В государственной символике меч считается символом милитаризма, и поэтому найти меч в государственных гербах современных государств - нелегкая задача, ибо любая страна избегает прокламировать свой милитаризм как государственную политику. Поэтому военный меч часто заменяется мечом юридическим - символом правосудия. Отличить их легко: у военного клинок обращен прямо вниз, а у юридического - вверх.
На мече давали в древности клятву верности, под мечом проходили в знак покорности. Не счесть, сколько пословиц и поговорок связано с мечом!
Меч появился фактически еще в доисторические времена: первоначально он выглядел как заостренная кость-кинжал или как палка с продольными прорезями, в которые вставляли острые пластинки обсидиана или кремня. Затем их начали отливать и выковывать из меди, а позже - из бронзы. Но, так или иначе, трудности, связанные с изготовлением меча, делали его оружием немногих. Выковать настоящий меч мог не простой деревенский кузнец, а опытный мастер, причем секреты этого ремесла, а вернее искусства, зачастую передавались лишь от отца к сыну. Знаете ли вы, что лучшим способом закаливания клинка одно время считали медленное погружение его в тело мускулистого раба? А для получения качественной стали железную заготовку закапывали в землю семь лет, чтобы ржа выела все нечистое, затем проковывали и - снова в землю. И так - семь-десять раз, так что зачастую начатое отцом довершал сын, а то и внук…
Первоначально мечи представляли собой одно лишь острие и предназначались для нанесения колющего удара. Но когда у человека в руке оружие такого типа, то с точки зрения человеческой анатомии намного эффективнее и естественней не тыкать им, а наносить размашистый удар. Когда оружейники научились проковывать более длинные металлические полосы, на смену «фехтовальным» уколам пришел рубящий удар. Это вызвало новые требования к мечам. У найденных на территории Армянского нагорья бронзовые мечи ХV-ХIV вв. до н. э. и медные мечи IX-VIII вв. до н. э. или не имеют рукоятей, или же они деформированы, поскольку прикреплялись к лезвию заклепками, которые ломались при рубящем ударе. Со временем рукоять стала выковываться заодно с лезвием, мечи стали прочнее, а к средневековым временам в Европе появилось огромное число их разновидностей - не только короткие мечи, но и средние - полуторные бастарды, двуручные, фламберги с волнистым лезвием и даже чисто охотничьи мечи на крупного опасного зверя.
Вопросами армянского оружиеведения у нас занималась ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ), главный хранитель фонда Восточного оружия, кандидат исторических наук Эмма Аствацатурян. Ее перу принадлежат монографии «История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX - начале XX вв.», «Оружие народов Кавказа», справочников «Мастера оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья», «Указатель клейм мастеров оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья», «Турецкое оружие в собрании ГИМ», а также целый ряд статей по истории оружия. Но, как видим, эти работы посвящены оружию относительно недавнего времени. Существует также интересная работа, посвященная защитному снаряжению - книга С. Есаяна «Доспех Древней Армении». Как-то попалась мне и книга о военном искусстве древней Армении, написанная весьма дилетантски, где в самых высокопарных выражениях описывались победы армянского оружия, однако совершенно никак не объясняется, почему великий полководец Тигран II, побеждавший «ватажные» армии восточных царей, при столкновении с многократно уступавшим в числе регулярным римским войском, потерпел позорное поражение, поскольку в своем высокомерии даже не удосужился выставить на ночь часовых, ибо не поверил в возможность ночной атаки римлян. (Почти в аналогичной ситуации Дарий, опасаясь ночной атаки уступающего в числе войска Александра Македонского, не только выставил дозоры, но практически не дал всей остальной своей армии поспать, что тоже помогло победе греков.)
Всего несколько лет назад за создание капитального труда об армянской армии, воинском искусстве Армении и битвах и войнах, в которых принимали участие армяне и армянские войска (за 5000 лет таковых было, согласно подсчетам автора, 6348), взялся историк-международник Армен Айвазян. Несмотря на некоторые спорные моменты, его труд «Военная летопись армянского народа» (на армянском языке) представляет несомненный интерес и с точки зрения оружиеведения.
В последнее время вопросы армянского оружиеведения начали с той или иной степенью активности обсуждаться и на некоторых армянских форумах (назовем хотя бы Аналитический портал «Восканапат» или форум «Сардарапат»).
Кстати, о степени развития у нас оружиеведения может свидетельствовать хотя бы тот факт, что найденные в ходе раскопок Шенгавитского городища и памятников Верин Навер бронзовые клинки названы в одном месте «саблями» XV-XIV вв. до н.э. (между прочим, в Европе они появились лишь в 9-8 вв. до н. э.), в другом месте - вообще неопределенно «рапирой» (на армянском языке находку назвали «сусер»: назвать оружие пятитысячелетней давности шпагой было бы, наверное, слишком…) Судя по единственной найденной в И-нете не слишком качественной фотографии, это действительно сабля. Но если это так, то появление конницы (ибо здесь же обнаружено и древнейшее на всем Ближнем Востоке захоронение лошади) следует отодвинуть в глубь истории как минимум на пару тысячелетий - до колесниц, что вообще-то кажется странным. Не будем забывать, однако, что хорошо известны и кривые мечи (вполне обыкновенные на Востоке). Не исключено также, что клинок просто деформировался за тысячелетия.
То, что предки армян были одними из самых первых металлургов на земле, не вызывает сомнений. Как не вызывает сомнений и то, что выкованное им оружие отличалось своим высоким качеством. О том, насколько известны были армяне как воины и как славились изготовленные армянскими мастерами мечи, свидетельствует хотя бы «Песнь об Анно» - епископе Кельна (1010-1075), в которой приводится легенда, связанная с нашествием Юлия Цезаря на Германию.
Когда Бавария оказала
сопротивление
Он занял Регенсбург.
Здесь он вновь увидел
Много оружия и шлемов,
А также много метких
стрелков-героев,
Которые встали перед ним
защитниками города.
Что за храбрые воины были
они!
Об этом можно прочесть в
языческих книгах.
Там можно услышать про
меч,
О котором римляне хотели
бы знать,
Поскольку рассекал он
шлем надвое.
Ибо воинский дух жил в
этой нации,
И отвага их здесь еще
больше окрепла,
Ибо вышли они из
Армении, горной страны,
Где оставил Ной свой
спасительный ковчег,
Когда получил от голубя
оливковую ветвь…
Нельсон АЛЕКСАНЯН, "Собеседник Армении"