Чудесный подарок – книгу-альбом "Ани -1050" - сделал нам Фонд по изучению армянской архитектуры (РАА). Прекрасно иллюстрированная, она вышла из печати всего несколько дней назад.
В 961 году Ани стал столицей Армении, и об этом красивейшем, оставшемся в народной памяти городом "1001 церкви" и рассказывает книга, в которую вошли более 600 уникальных фотографий и впервые созданная карта "Генеральный план Ани". Сегодня мы беседуем с автором-составителем книги, руководителем РАА Самвелом КАРАПЕТЯНОМ.
- Непосредственное соприкосновение с древнейшей историей, наверняка, оставляет очень сильное впечатление. Но, думаю, вы были к этому готовы, изучив материалы археологических раскопок, проведенных Николаем Марром в 1892–1916 годах на территории Ани.
- В этих работах принимали участие и армянские специалисты: Торос Тораманян, Ашхарбек Калантар, Николай Адонц, Арам Вруйр, Николай Буниатян и другие. Обнаруженные ими уникальные предметы стали достоянием Анийского музея древностей. В 1918 году в Ани вторглись турецкие войска и за считанные часы уничтожили и превратили в пыль все экспонаты, собранные воедино за годы кропотливого и неустанного научного труда. В 1918 году Ани вошел в состав Республики Армения, открылись новые перспективы для дальнейших исследований, но в октябре 1920 года древнейшая столица Армении вместе с Карской областью были вновь захвачены турками и по договору, подписанному большевистской Россией, без согласия армянской стороны присоединены к Турции. На этом прерываются длившиеся около четверти века археологические исследования в Ани. Разрушаются и исчезают открытые благодаря раскопкам, но преданные забвению многочисленные материалы, высеченные на стенах надписи, архитектурные и орнаментальные фрагменты, отдельные части различных сооружений. В конце 1990-х годов турецкие специалисты начали проводить в Ани археологические раскопки, вести работы по укреплению и восстановлению памятников. Прискорбно то, что работы эти идут с игнорированием научных норм восстановления памятников, явно прослеживается и тенденция умышленного присвоения.
Мы, я имею в виду группу специалистов РАА, в течение последнего десятилетия девять раз выезжали в Западную Армению. И каждый раз один из дней с раннего утра до позднего вечера проводили в Ани, изучая оставшиеся там следы армян. Главной нашей задачей было произвести обмеры каждого такого памятника, даже если от него остались одни руины. Результатом этих поездок стали сотни снимков и генеральный план Ани – очень подробная карта, на которой отмечены не только сохранившиеся сооружения, но и все, даже еле видимые следы общественных и религиозных построек. План этот разработан и составлен архитектором РАА Ашотом Акопяном. В книге даны сотни чертежей, данные обмеров и реконструкций как сделанных нами уже в начале третьего тысячелетия, так и выполненных столетием ранее в ходе различных экспедиций известными учеными В.Кастеллани, Р.Биксио, Ф.Траверсо, Ф.Дангле, Н.Токарским. Опубликованы фотографии Жана-Мишеля Тьерри, Тороса Тораманяна, Арама Вруйра, Грайра-Базе Хачеряна. Мы безгранично благодарны археологу, доктору архитектуры Ани Баладян, принимавшей участие в раскопках Ани в составе французской археологической экспедиции, за предоставленные РАА ценные материалы, а также безвременно ушедшему из жизни одному из командиров Арцахской освободительной войны, физику Александру Таманяну-младшему, несколько лет назад предоставившему нам архив фотографий деда – архитектора Александра Таманяна.
- Когда необходимо перманентно показывать международному сообществу, кто ты есть, это чрезвычайно важно. 1050 лет назад Ани стал столицей Армении, этой дате и посвящена книга. В армянской историографии Ани как неприступная крепость впервые упоминается историками V века Егише и Лазарем Парпеци. Но поселение на этом месте существовало с древних времен, а некрополь в его окрестностях - еще в VIII-VII веках до нашей эры. В раннем средневековье наряду с регионами Ширак и Аршаруник Ани принадлежал известному нахарарскому роду Камсараканов. В 80-е годы VIII века князь Ашот Мсакер Багратуни выкупил эти регионы и присоединил к своим владениям. В конце IX века Ани был уже поселком городского типа, а в 961 году Багратиды, перенесшие в Ани царскую резиденцию, провозгласили его столицей. В 964 году царь Ашот III Милостивый к северу от крепости, в узкой части мыса, возвел мощные стены, названные впоследствии его именем - Ашоташен. Быстрый рост города, находящегося на торговой дороге Двин – Трабзон заставил Смбата II в 989 году построить вторые стены – Смбаташен. Эти стены, как и Цитадель, Ахчкаберд, Новый город, построенные в различные исторические времена, - составляли оборонительную систему города. Первая глава книги целиком отдана им. Дворцы царей Багратидов, князей Пахлавуни и Саркиса представлены во второй главе. Дворцы эти, находясь внутри укрепленного города, не имели собственных оборонительных сооружений, но отличались стилистическими и художественными решениями, которые за пределами Ани встречались исключительно в культовых комплексах.
В отдельную главу выделены христианские культовые сооружения. До нас не дошли точные сведения об истинном количестве церквей Ани, хотя в устном народном творчестве сохранился сказ о 1001 церкви. Путешественники, побывавшие здесь в начале XIX века, говорят о 40 церквах. В конце этого же века, когда под руководством Марра было положено начало изучению Ани, на территории города насчитывалось уже только 16 церквей, сохранившихся в целостности, полуразрушенном или едва приметном состоянии. Мы приводим фотографии, обмеры и зарисовки почти всех этих церквей, в том числе обновленных в 1904–1915 годах Сурб Пркич, Сурб Аракелоц и так называемой "Грузинской", построенной последователями греческой православной церкви армянами-халкидонитами в период грузинского политического господства (XII–XIII вв). От простоявшей до середины XX века дворцовой церкви–цитадели, согласно И.А.Орбели датированной X-XI веками, сохранилась, да и то в плачевном состоянии, только северная стена.
Гениальное творение архитектуры, кафедральный собор Ани, основанный царем Смбатом II, венчал серебряный крест в человеческий рост, но он, как и привезенная из Индии хрустальная люстра, были уничтожены в 1064 году при захвате города Алп-Асланом. Пастушья церковь – миниатюрное воспроизводство Звартноца и Сурб Григора, простоявшая в Ани до начала 1960 года, была умышленно разрушена уже во второй половине XX века. В 2010 году кладоискатели раскопали фундамент небольших уцелевших остатков этой церкви. Места многих церквей, сметенных с лица земли не столько временем, сколько вандализмом захвативших эту землю турок, в настоящее время едва различимы, но мы зафиксировали и их.
Рассказывать можно много и долго, тем более что в книгу включены еще и скальные сооружения Ани в ущельях Багнайра, Гайладзора, Игладзора, реки Ахурян, а также хачкары, стелы, гербы, фотографии уцелевших древностей Анийского исторического музея. Но лучше меня это сделает сама книга.
- В 2009 году вышла в свет книга-альбом "Армения", также подготовленная Фондом по изучению армянской архитектуры. Собрание великолепных фотографий, запечатлевших природу Армянского нагорья и культурных ценностей, созданных нашим народом на протяжении всей своей многовековой истории, покоряет сразу.
- Книгу-альбом "Армения" мы посвятили 4500-летию со дня победы праотца армян Айка над Белом – властителем Вавилона - и созданию армянского национального календаря (2492). Исток четырех рек, или Армянское нагорье – вот тот кусочек земли, который был изначально отведен армянам. Подобно двум национальным символам – Большому и Малому Арарату - армянский народ создал на своей родине две государственные единицы – Большой и Малый Айк, упоминаемые в греко-римских источниках как Армения Мажор и Армения Минор. Бесчисленные культурные и исторические памятники времен пантеизма и культа политеизма являли собой образцы глубоко национальных и оригинальных творений. Эти культурные ценности, как и те, что были созданы нашим народом после принятия христианства, широко представлены и во многих других ранее выпущенных изданиях. Нашей задачей было продумать и составить альбом так, чтобы он был интересен тем, кто желает глубже ознакомиться с географической средой и многовековыми памятниками Армении. Энергетика сконцентрированных в этой книге фотографий наших гор, рек, озер, лесов, водопадов, церквей, монастырей, крепостей, мостов, стел, хачкаров удивительно сильна. Она словно передает силу духа нашего народа, его мощь, взращенную самой природой Нагорья. Оба альбома изданы в Ереване. "Армения" вышла при финансовой поддержке ЗАО "АрмРосгазпром", "Ани–1050" - Министерства диаспоры РА, предварительные работы осуществлены при содействии Министерства культуры Армении.
Нора КАНАНОВА, "Голос Армении"