В годы моей молодости существовало выражение «проглотить датское зерно», то есть добровольно занять позицию, выгодную для других. Честно говоря, до сих пор не знаю, почему именно «датское» зерно. Но то, что сегодня некоторые люди проглотили «турецкое зерно», это очевидно. А что представляет собой турецкая наживка, я уже знаю, поскольку в связи с последними обсуждениями в Национальном Собрании Франции некоторые, даже армяне, писали и пишут, что криминализация публичного отрицания геноцидов – ошибка, поскольку ограничивает свободу слова, право на наличие самостоятельного мнения. С каких это пор защита преступления стала «свободой слова» или «наличием мнения»?! Поезжайте, например, в Канаду и публично «выскажите мнение», например, о том, что чернокожие или армяне – неряхи или лентяи. Знаете, что с вами сделают за «подстрекательство к ненависти» (hate speech)?! Вы окажитесь в тюрьме или понесете другое наказание. Скажите в Германии, что у Гитлера были свои причины для истребления евреев. Не отрицайте Холокост, а просто попытайтесь выразить оправдание-аргумент в пользу этого. Думаю, что о последствиях вы знаете лучше меня. А где же тогда «свобода слова»? Или кто-то думает, что мы, армяне, более демократичные, чем канадцы или немцы?
Для понимания текущих процессов необходимо подчеркнуть ряд важных обстоятельств: геноцид, в том числе и особенно геноцид армян - это не просто историческое явление, не событие прошлого. Это самое тяжкое преступление, как характеризуют правоведы, «преступление преступлений» (crime of the crimes), поскольку оно содержит в себе ряд других тяжких преступлений – убийство, изнасилование, растление малолетних, работорговлю, незаконное лишение человека свободы, присвоение или повреждение чужой собственности, уничтожение или присвоение культурных ценностей и т.д. По сути, это преступление вмещает в себе весь уголовный кодекс. Следовательно, публичное отрицание геноцида – попытка оправдания преступления, по сути, поощрение преступления, а это уже не только соучастие в преступлении, но и само преступление. Повторяю: геноцид – не историческое явление, по поводу которого могут быть разные мнения, а преступление, а к преступлению может быть лишь одно отношение – это наказание, а в случае невозможности применения наказания – осуждение, одна и целей которого – предупреждение преступления. Ничто так не поощряет преступника и не подталкивает его к повторению проступка, как преступление, оставшееся безнаказанным.
Выше я писал, что «геноцид, в том числе и особенно геноцид армян – это не историческое явление, не событие прошлого». Почему «особенно геноцид армян»? По очень простой причине: потому что Геноцид армян – единственный геноцид, который все еще продолжается, поскольку последствия данного преступления носят продолжающийся характер. Поясню свою мысль: все виновные в прошлых геноцидах так или иначе были наказаны, жертвы частично или полностью получили и все еще получают компенсации, то есть последствия геноцида в определенной степени преодолены. Геноцид армян – единственный, в случае с которым преступники не только не наказаны или хотя бы осуждены на международном уровне (действия армян, требующих справедливости, не могут рассматриваться как международные): геноцид все еще продолжается, поскольку продолжаются последствия геноцида. Армения сегодня оказалась в блокаде из-за геноцида, Республика Армения вследствие геноцида потеряла значительную часть своей территории, следовательно, потеряла выход к морю и жизненную территорию, которые так необходимы для развития, а также стала в военном плане гораздо уязвимее. Значительная часть граждан Республики Армения живет сегодня плохо. Для этого есть множество причин, в том числе и много внутренних. Но существенными, если не решающими являются внешние причины. А важнейшая из внешних причин – сохраняющиеся последствия Геноцида армян. Следовательно, пока последствия геноцида не будут устранены, граждане Республики Армения не смогут жить безопасно и благополучно. Конечно, с помощью хорошего управления можно достичь некоторого улучшения, однако оно будет весьма ограниченным, нестабильным и уязвимым. Все остальные разговоры – это либо лживая агитация для прихода к власти, либо честный самообман. Мощь страны, следовательно, благополучие граждан - это материальное понятие, и оно базируется на материальных понятиях. Конечно, форма правления также очень важна, даже имеет злободневное значение, без этого нормальная жизнь невозможна. Она похожа на закваску, без которой нельзя испечь качественный хлеб насущный. Но если у тебя нет пшеницы или земли, на которой ты должен вырастить эту пшеницу, то закваска становится скоропортящейся роскошью.
Нужно понимать, что признание, осуждение или криминализация отрицания Геноцида армян – это шаги, направленные на устранение последствий Геноцида армян. Тем более, в данном случае, когда во Франции впервые предпринимается попытка поставить Геноцид армян на одну плоскость с Холокостом, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Ара Папян, руководитель центра «Модус вивенди»
ARMENIA Today