В Ереване прошла Вторая международная конференция по талышеведению, соорганизаторами которой стали центр Modus Vivendi (Ереван), Кавказский центр иранистики (Ереван), Международная ассоциация по изучению Турции, Ирана и Кавказа и ARMACAD (Армянская ассоциация академического сотрудничества и поддержки). Первая талышеведческая конференция, проведенная в 2005г., вызвала резонанс не только в талышском обществе, но и истерические реакции официального Баку. Как тогда, так и на этот раз в Азербайджане не понимается интерес к исследованиям этого направления в стране, "где нет ни одного талыша". Научным конференциям приписывается политическая подоплека. Между тем эта область востоковедения все еще изучена недостаточно и вызывает значительный интерес мирового научного сообщества.
Талышеведение – важная составляющая иранистики. Талыши – древний автохтонный этнос Южного Каспия, расколотый на две части в результате русско-персидских войн 19 в. и проживающий на территории северной провинции Ирана - Гилян и в Талыше – южных районах Азербайджана. Они – носители интереснейшей культуры Южного Каспия.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТАЛЫШЕВЕДЕНИЮ - ЭТО УЖЕ ТРЕТИЙ В ЭТОМ ГОДУ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ по проблемам ориенталистики, организованный в Ереване к 15-летию одного из наиболее рейтинговых востоковедческих изданий - журнала Iran and the Caucasus, главным редактором которого является известный востоковед, заведующий кафедрой иранистики ЕГУ профессор Гарник Асатрян. Недавно успешно прошла и международная научная конференция по истории и культуре народа заза. Исследования по этому направлению также ведутся на кафедре иранистики ЕГУ, хотя в Армении нет ни одного представителя и этого этноса. По мнению экспертов, проведенные конференции свидетельствуют о высоком академическом уровне армянской школы иранистики.
На конференции по талышеведению было представлено более 45 докладов. В общей сложности в трех форумах, посвященных юбилею журнала, приняли участие 120 зарубежных востоковедов из более чем 20 стран – США, России, Австралии, европейских государств, Китая и стран региона. Это свидетельство огромного авторитета армянских иранистов, усилиями которых Армения стала одним из мировых центров по исследованию негосударственных народов региона - курдов, заза, татов, езидов, белуджей и прикаспийских народов, в том числе талышей.
Участник талышеведческой конференции профессор Лондонского университета А.ГРАНМАЙЕ в своем выступлении отметил, что армянские ученые, еще в советские годы занимавшиеся изучением этнических меньшинств – курдов, талышей и др., - успешно продолжают эти исследования и сегодня, помогают народам, не имеющим государственности, сохранить свою культуру. "Однако мы не можем сказать того же об Азербайджане и Грузии. Оба этих государства проявляют шовинизм в отношении национальных меньшинств", - сказал А. Гранмайе.
Приветствуя конференцию, иранский талышевед Я.КАРАМЗАДЕ отметил, что такие страны, как Армения, не могут безразлично относиться к судьбам таких народов, как талыши, и способствуют тому, чтобы талышский народ лучше узнал свою культуру и язык. "В Азербайджане воспрещается исследовать культуру талышского народа и говорить на талышском языке. Те, кто занимается изучением вопросов, касающихся талышей, находятся под контролем органов государственной безопасности. В результате проводимой Азербайджаном недемократической политики представитель талышской интеллигенции Новрузали Мамедов был посажен в тюрьму только за то, что занимался талышеведением. Два года назад он умер в тюрьме", - сказал Я. Карамзаде.
Другой участник конференции, профессор из Канады К.ФАРРОХ, заявил, что у Армении есть реальная возможность стать ведущим центром талышеведения. "Известно, что в Азербайджане пытаются ассимилировать талышей, заставить их забыть свои традиции, язык и культуру", - заявил К.Фаррох.
"ВОЗМОЖНОСТИ ЖУРНАЛА IRAN AND THE CAUCASUS ПОЗВОЛЯЮТ НАМ ПРИНИМАТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ и в промотировании проектов и релевантных изданий по изучению аварцев, лакцев, лезгин, осетин, абхазов и других северокавказских народов, - констатировал Гарник АСАТРЯН. - Армения, расположенная на стыке христианского и мусульманского миров, запада и востока, может стать благоприятным пространством для плодотворного диалога между народами, в том числе и не имеющими государственности. Для этого у нас имеются все необходимые предпосылки - научный потенциал в лице нашей школы иранистики, стабильность, что выгодно отличает Армению от других государств региона, а главное - понимание важности проблемы политическим руководством нашей страны. Предполагается организация подобных конференций по проблемам курдов и других иранских и кавказских этнических групп, что является сферой научных интересов нашей кафедры. К сожалению, в Баку проведение конференций по талышеведению рассматривают как чисто политические мероприятия, преследующие цель сепаратизации Азербайджана. Меня это не удивляет, так как вся общественно-политическая мысль соседней республики всегда базировалась на фальсификациях, а общественные науки там и в советский период, и после распада СССР были и остаются на очень низком уровне.
Правда, в советский период госзаказ на "создание" истории Азербайджана выполнялся более подготовленными людьми, например, академиком З.Буниятовым. Ныне Азербайджану нечего представить, кроме оголтелой пропаганды и просто ругани, не подобающей уважающему себя государству. Причина того, что мы не можем наладить отношения с Азербайджаном хотя бы на уровне научных структур или народной дипломатии, кроется именно в ущербности гуманитарного пространства в этой республике. Я неоднократно приглашал азербайджанских коллег на организуемые в Армении научные мероприятия, но безрезультатно. Скажу больше: ни на одной солидной конференции по востоковедению я не встречал ни одного представителя Азербайджана, их просто нет в международном академическом поле. Сегодня в Азербайджане делается упор на лоббировании своих политических интересов в различных структурах - от престижных российских вузов и научных центров до западных организаций и общественно-политических группировок. Возможно, иногда это дает результаты, но отнюдь не в академической среде.
ЧТО КАСАЕТСЯ СЕПАРАТИЗАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА, ТО ЕСЛИ ЕЙ И СУЖДЕНО ПРОИЗОЙТИ, то, уверяю вас, не по вине армянских иранистов, занимающихся научными исследованиями. Да, востоковедение всегда было политической наукой. Но нельзя политизировать все и считать актом злого умысла чисто академическое мероприятие. Ученые должны продолжать свое дело, как бы это ни интерпретировалось. Проведение талышеведческой конференции в Ереване обусловлено научной задачей обобщить все сделанное в этой области иранистики после Первой талышеведческой конференции как в Армении, так и в зарубежной ориенталистике.
Хочу особо подчеркнуть: международное академическое сообщество не приемлет конъюнктурных позиций. Вступая в политические игры, ученый теряет авторитет. Именно это произошло с академиком Буниятовым, который пожертвовал талантом ученого ради фальсификаций. Еще более драматический пример - судьба гениального немецкого ираниста Ханса Шедера, принесшего себя в жертву нацистской идеологии. Шедер создал поистине грандиозные труды, но был предан анафеме мировым научным сообществом. Задача востоковеда - найти ответы на вопросы, поставленные историей. И почему бы Азербайджану не проводить подобные конференции у себя? Для иранистов талыши - объект академического интереса, в Азербайджане это второй после титульной нации этнос численностью, по самым консервативным оценкам, полтора-два миллиона человек. Для Азербайджана должны быть актуальными вопросы сохранения уникальной культуры и языка одного из автохтонных этносов, проживающих в республике.
На кафедре иранистики ЕГУ уже действует магистрантская программа по талышеведению и талышской диалектологии, издаются работы по истории и культуре талышей, просто потому, что талышеведение - часть иранистики. А в Азербайджане нет ни одного центра по изучению талышей, как, впрочем, и аварцев, лезгин и других коренных народов, проживающих на территории этой республики. Мы, безусловно, будем продолжать работу по этому направлению – публиковать труды, проводить конференции, а то, что с нами сотрудничают коллеги из самых разных стран, как нельзя лучше подчеркивает академическую ценность нашей деятельности и отсутствие политической конъюнктуры.
МНЕ ПРИЯТНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО НАШИ ТАЛЫШЕВЕДЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ НЕ ТОЛЬКО НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, но и важные события в современной истории талышского народа. Этот древний народ, сохранивший высокую пассионарность, подарил региону множество выдающихся деятелей, - от поэзии до военного дела. Кто знает, например, что в царской армии в различные периоды служили 17 генералов талышского происхождения. Но все достижения талышей, как правило, либо целенаправленно присваивались другими народами, либо тонули в этнической мозаике Южного Каспия. Сегодня талышская научная и общественно-политическая мысль переживает бурный подъем. Взять хотя бы работы видного талышского ученого, профессора Фахраддина Абосзода - автора фундаментальных трудов по талышской лексикографии и истории талышского народа, который, безусловно, заслуживает того, чтобы его культуре и истории уделялось должное внимание. А миссия ученых именно в том и состоит, чтобы создать для этого необходимое научное и общественно-политическое поле.
Мы всегда готовы поддержать талышскую интеллигенцию в ее благородных и естественных стремлениях сохранить свою самобытность, развивать культуру, родной язык. Недавно мы выпустили фундаментальный труд - "Введение в историю и культуру талышского народа", обобщающий последние достижения иранистики в этой области. Я уверен, что в направлении талышеведения будет сделано еще много интересных исследований", - заключил Гарник Асатрян.
Гаянэ САРМАКЕШЯН, "Голос Армении"