В Майкопе армяне обосновались во второй половине ХIХ столетия. Это были выходцы из Новой Нахичевани, Крыма и областей Западной Армении, а также амшенские армяне из города Самсун (древнегреческий Амисос) на турецком побережье Черного моря, бежавшие от резни на Кавказ. Их деды и прадеды создавали свои анклавы в Белореченском и Апшеронском районах на Кубани и в пригородах Майкопа. Они основали здесь небольшие поселения, занимались в основном скотоводством, земледелием (хлебопашеством) и традиционным для этого региона табаководством.
К концу ХIХ – началу ХХ века армянская община города была весьма малочисленной: в 1897 г. здесь жил 381 армянин (265 мужчин и 116 женщин), в 1902 – 344 (168 и 176), в 1908 г. – 540 (256 и 284), в 1915 – 762 (392 и 370), в 1916 – 639 (355 и 284).
Долгое время община не имела своей церкви, которую возвели лишь к началу ХХ столетия. Инициатором строительства храма на Армянской улице (ныне улица Победы) был основатель армянского торгового купеческого дома в Майкопе, уроженец Армавира Макар Борисович Терзиев (Мхитар Терзиян), выделивший земельный участок и пожертвовавший на ее сооружение 13 тысяч рублей – сумму по тем временам довольно внушительную. Впоследствии Терзиева похоронили во дворе церкви, но захоронение было осквернено и уничтожено в первые годы богоборчества. Захоронение благотворителя было обнаружено в 2004 году при строительных работах на территории армянского духовно-культурного центра.
Церковь была освящена 20 сентября 1901 года во имя Григора Просветителя (IV в.) – вселенского святого, заложившего основы христианства как государственной религии в Армении. Начало строительства во многом связано с именем предводителя Астраханской епархии ААЦ, крупного филолога и историка, архиепископа Аристакеса Седракяна (Мелик-Аракелян), заслуживающего того, чтобы о нем было написано в этой статье.
Начальное образование Аристакес Седракян (23 августа 1845, с. Халфалу Эчмиадзинского уезда Ереванской губернии – 10 ноября 1906, Вагаршапат) получил в школе «Жарангаворац» Эчмиадзинского католикосата. В 1863 г. протодьякон Аристакес отправился в Москву совершенствовать свои знания. В 1865 г. в Эчмиадзине он получил сан монашествующего иерея, а еще через два года, уже в сане архимандрита, стал исполнять обязанности главы Карабахской епархии. Прослужив некоторое время викарием Татевского монастыря, а затем настоятелем монастыря св. Карапета Ернджакского уезда Нахичевана, он после открытия в 1874 г. духовной семинарии «Геворгян» в Эчмиадзине стал преподавать здесь историю. В 1876 г. судьба вновь вернула его в Карабах – на должность управляющего епархии, где он за свою усердную службу получил украшенный самоцветами архимандритский нагрудный крест. Судьба не оставляла Седракяна на одном месте. С 1883 г. он в сане епископа уже возглавлял Армянскую епархию Грузии и Имеретии, где своим правдолюбием и исключительной порядочностью приобрел большой авторитет и симпатии жителей Тифлиса. Его усилиями в городе была основана страховая казна священников, урегулировавшая многие бытовые проблемы многочисленных служителей местной церкви. В 1891 г. Седракян был утвержден членом Синода и инспектором семинарии «Геворгян», принимал деятельное участие в управлении всей церковной жизнью. Еще через четыре года стал главой Астраханской епархии, которой управлял свыше 10 лет – до конца жизни.
Плодотворную церковную деятельность архиепископ сочетал с изучением памятников истории и культуры своего народа. Он одним из первых стал собирать фольклор западных армян, занимался арменистикой, исследовал историю просветительского движения первой половины XIX века, создавал богословские трактаты и труды, посвященные истории Армянской церкви. Его перу принадлежит множество книг, среди которых отметим «Памятники старины Отчизны», «Лира мушцев и ванцев», «Проблемы брака», «Вопрос священства», «Поклонение образам Армянской церкви». Он же перевел на армянский язык посвященные Армении путевые записки прусского экономиста и этнографа, барона Августа Гакстгаузена, ряд памятников европейской научной мысли.
В 1905 г. при церкви основали школу, где училось 48 детей (27 мальчиков и 21 девочка) и работало три преподавателя. В 1910 г. ее посещали уже 72 ученика и преподавало четыре учителя. К 1915 году здесь было 68 учеников (25 мальчиков, 43 девочки), которым преподавали местные специалисты Ваан и Нвард Канаяны, Эгине Долибегян. Но своего здания школа не имела до 1909 года. Ее строительство обошлось в 16 тыс. руб., вмещало 5 комнат, большой зал и неплохую библиотеку – 800 книг. Содержалась школа за счет доходов церкви, а также пожертвований прихожан и платы за учебу. Среди попечителей назовем представителей все того же рода Терзиевых в лице Якова Макаровича (Акоб Мхитарович), назовем также Акоба Варданяна, Еремию Мнацаканяна, Арутюна Оникяна и Мкртыча Саруханяна.
А теперь – в наши дни. В 1999 г. Кабинет министров республики Адыгея в целях обеспечения правовой защиты памятников истории и культуры на территории Республики утвердил список памятников истории и культуры края, в который вошли и строения, связанные с историей армянской общины. Их три: построенная в начале ХIХ века бывшая армянская школа на улице Жуковского (дом 30), зданием которой ныне владеет один из крупнейших вузов республики – Майкопский ГТУ; построенный в 1908 г. дом Армянского купеческого собрания на улице Первомайской (дом 221), где ныне расположен Северо-Кавказский филиал ГИМНИВ; построенный в 1903 г. дом Якова Терзиева на улице Краснооктябрьской (дом 23), ныне занимаемый Управлением внутренних дел г. Майкопа.
Армен Меружанян