На днях в Латвийской национальной опере было особенно многолюдно - вручались премии за достижения сезона 2010-2011гг. Генеральным спонсором многолетней традиции выступает предприятие "Латвийский газ". Лучшим спектаклем, а его определяет зрительское голосование, признан "Севильский цирюльник" Дж. Россини в постановке рижанина армянского происхождения Айка Карапетяна. Это был дебют 27-летнего режиссера в оперном жанре, и, как оказалось, успешный.
На Айка обратили внимание еще лет пять назад, когда его дипломная работа удостоилась Латвийской национальной кинопремии "Большой Кристап" в номинации "Лучший студенческий фильм".
Краски рижского семейства
В Латвии уже лет двадцать хорошо знают другого Карапетяна - живописца Варужа. Знают по его полотнам с брызжущими яркими красками: даже если он рисует какие-то уголки Латвии с их достаточно ровным пейзажем, то обнаруживает так много оттенков и с такой щедростью выплескивает цвета на полотно, что получается... Армения. С неожиданными, до боли родными переливами красок.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ РЯДОМ С ВАРУЖЕМ объявился еще один носитель его фамилии, который вызвал интерес общественности. Однофамилец - не кто иной, как его сын Айк. Худощавый, с типично армянскими темными глазами, обрамленными длинными ресницами. В разговоре с молодым человеком рельефно вырисовались его интеллигентность, образованность и рассудительность.
Кроме премии за "Севильского цирюльника" и "Большого Кристапа" у Айка на счету еще одна победа, достойная упоминания. Молодой человек в прошлом году получил из госбюджета Латвии порядка четверти миллиона долларов на съемку художественного фильма под названием "Люди там". Этот фильм, сценарий которого Айк написал сам, стал первым финансируемым государством фильмом после восстановления независимости Латвии, герои которого говорят на русском. Съемки фильма завершены, сейчас он монтируется.
Брадобрей Айка
А теперь о сенсации года - "Севильском цирюльнике". Постановщик спектакля не зазнается, столь рано испытав восторг публики. И даже в одном интервью скромно признается: "Все премьеры заканчиваются овациями". Браво, Айк! Похвально, что у тебя хватает ума не переоценить ни свой успех, ни свои заслуги. Это залог роста творческой личности.
БРАДОБРЕЙ В ПОСТАНОВКЕ АЙКА схлестнул различные мнения. Разумеется, нашлись и оппоненты. Как же им не быть, когда "Севильскому цирюльнику" почти две сотни лет. Это вам не вещь, которую написали вчера и никто не знает, как ее ставить. Тут есть с чем сравнить. И вдруг приходит молодой парень, который ищет свой подход. С одной стороны, это подкупает, а с другой - заставляет рассматривать все действия новатора чуть ли не под микроскопом. Опера - праздник, и этот праздник должен быть красочным. Запоминающимся. Именно таким и сделал Айк свой дебют. Режиссер сумел из "спектакля" сделать "представление".
Лектор и клипмейкер
За последний год столько всего навалилось на Айка, что ему поневоле хочется передохнуть, собраться с мыслями и заниматься только съемками клипов. Разве я не сказала, что он снимает рекламные ролики для ТВ?
ДЕЛО ЭТО, КАК ИЗВЕСТНО, СЧИТАЕТСЯ МАЛОПРЕСТИЖНЫМ. Принято думать, что познавшему высокое искусство мастеру не пристало разменивать себя на творческую "шелуху". Айк же уверен, что художник не может прожить только грандиозными проектами. Во-первых, потому что деньги нужны каждый день. А во-вторых, творческая личность и в рекламе может проявить себя талантливо.
В прошлом году Айк проявил себя еще в одной, новой для себя ипостаси. В Новом рижском театре (латышском) есть киноклуб, куда его пригласили читать лекции. Айк показывал фильмы, которые по той или иной причине не попали на широкий экран, рассказывал о них, а потом вел с залом активную дисскусию по теме.
Увидеть Париж и... не умереть
Об образовании Айка - особый разговор. Он успел закончить две латвийские академии: художеств и культуры. Успел также - не поленился! - выучить языки. А потом нацелился на парижскую киноакадемию ESEC.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ТУДА? С детства у парня была "хрустальная мечта": он спал и видел Париж. Видел себя в этом сказочном городе, причем не праздно разгуливающим по Монмартру, а деловым, активным. Айк послал в ESEC свои документы, пару отснятых материалов и стал ждать вердикта академиков. Каково же было его - нет, не удивление, а воодушевление, - когда выяснилось, что его зачислили в академию даже без предварительного собеседования. Причем зачислили сразу на второй курс. В Париже Айка "учили ремеслу", так что и с техникой он теперь на "ты".
С берегов Сены Айк вернулся в Латвию с дипломом и ... двойственным впечатлением о любимом городе. "Он очень разный, - говорит Айк о столице Франции, - красивый и никакой, сказочный и ужасный, талантливый и сумасшедший. Но при этом незабываемый!"
Между Лондоном, Парижем и Ригой
В многонациональной Латвии семья художника Варужа могла бы служить примером для подражания. Карапетяны, не забывая своих корней, обычаев и языка, в то же время являют собой образец интегрированности.
ВАРУЖ ТЕСНО СОТРУДНИЧАЛ с популярным в Латвии поэтом Марисом Чаклайсом, который слыл арменофилом - был большим знатоком и ценителем армянской культуры. Чаклайс не раз бывал в Армении и видел на армянской земле не только ее красоты, но и образец сохранения армянских традиций. Варуж с Марисом вместе даже выпустили книгу, в которой на равных взаимодействовали стихи одного и картины другого. И вот Айк пришел продолжить традиции отца. Он органично влился в рабочую атмосферу Латвийского оперного театра - в сущности очень национального очага культуры. Более того, он своим вниманием к людям, своей доброжелательностью и армянской теплотой создал такие рабочие условия, в которых людям приятно работать и общаться друг с другом.
Зная семью Варужа с близкой дистанции, мне почему-то казалось, что и Айк, его сестра Кнарик пойдут по стопам отца. Неужели гены художника не передались его детям?
- Наверное, что-то передалось. Мы же не стали шахтерами или танкистами. Оба посвятили себя искусству, пусть и не папиному жанру. Чем занимается сестра? Кнарик закончила учебу на бакалавра в Лондонской Королевской музыкальной академии и там же поступила в магистратуру. Параллельно учебе играет в оркестре Евросоюза.
- Когда в последний раз был в Ереване?
- Пару лет назад. Планирую поехать в этом году.
...Айк Карапетян, как губка, впитывает в себя знания из всех возможных источников и чувствует себя человеком, для которого не проблема монтировать фильм в Таллине, а за новыми художественными впечатлениями лететь в Рим. Ведь он, представитель нового поколения. Поколения с большими возможностями и, соответственно, с более широкими взглядами. О таких, как Айк, говорят: целеустремлен, хорошо образован, свободно говорит на иностранных языках, на "ты" с цифровыми технологиями и может состояться в любой стране. Айк состоялся в Латвии.
Асмик ХАРАДЖАНЯН, "Голос Армении"
********************