Не знаю, кого имел в виду классик, когда говорил, что в человеке должно быть все прекрасно, но после встречи с новой восходящей звездой французской эстрады Элоди Фреже мне показалось, что это сказано именно о ней.
Элоди Фреже - молодая певица, быстро набирающая популярность у себя на родине после убедительной победы на песенном конкурсе Французской академии звезд. Сразу после этого она выпустила свой первый альбом, прекрасно принятый публикой и критиками.
Элоди родилась в маленьком городке департамента Ньевр на самой западной границе Бургундии, который вот уже многие столетия считается родиной французского фарфора и кондитерского дела. Как мне показалось при встрече, певица может являться ярким олицетворением этого края - изящная, словно фарфоровая фигурка, несмотря на простенький наряд и полное отсутствие макияжа, абсолютно элегантная и весьма приятная в общении.
Приняв участие в конкурсе в 2004 году, она выиграла его на ура, несмотря на то, что ее соперницей была другая перспективная певица - Софи Эссади. Но публика выбрала Элоди. Выбрала, будучи покоренной ее искренностью, чувственностью и эмоциональностью. На сегодня Элоди выпустила уже три сольных альбома, успела выступить в различных крупных залах Франции и совершить концертный тур по Бельгии. И вот она в Ереване. Разговор проходил в Посольстве Франции в Армении в присутствии многочисленных официальных лиц и журналистов. Поговорить по душам не очень-то и удалось.
- В Армении любят французскую песню. Но звучит в основном старая французская гвардия - Шарль Азнавур, Жак Брель, Мирей Матье и сегодняшние звезды, представители электронной музыки и рэпперы. А что, настоящая французская песня сегодня уже не в почете?
- К сожалению, многие из имен, создававших мировую популярность французскому шансону, - Жильбер Беко, Ив Монтан, Серж Гейнсборо, тот же Брель - сегодня не столь популярны. Большая часть сегодняшней французской молодежи предпочитает американизированный вариант музыки - R&B, рэп, хип-хоп, хаус... Под нее хорошо танцевать, проводить время в дискотеках, на вечеринках. Но в основном она поверхностная, не выражает глубоких чувств, тех, что были присущи старой французской песне, настоящему шансону. Я сама люблю слушать и исполнять песни, которые наполнены поэзией и чувственностью и, конечно, имеют красивую, берущую за душу мелодию. Уверена, что французская песня просто не может умереть. Правда, англоязычная песня сейчас наступает, но это лишь временная дань моде. У Франции свое собственное музыкальное лицо, и терять его она не собирается. Думаю, у вас просто искаженная, неполная информация о сегодняшнем дне французской песни. Радио, телевидение, диски - весь этот пиар делает свое дело. На самом же деле у нас есть и всегда будут популярны настоящие певцы и шансонье. Мне хочется встать в их ряды и отстаивать традиционный шансон.
- А каково ваше отношение к мультикультурной на сегодняшний день французской эстраде?
- Вы имеете в виду то, что у нас сегодня много заимствований из восточной и африканской музыки? Да, это тоже есть. И временами, на мой взгляд, много. Конечно, нечто подобное происходило всегда - очень многие звезды французской эстрады были иммигрантами - Далида, Джо Дассен, великий Азнавур. Но эти взаимопроникновения культур всегда были аккуратными, неявными и, главное, они не затирали французское начало песен. Сейчас очень часто под видом французской песни подается композиция, у которой от Франции только язык, да и то часто искаженный. Я тоже слушаю такую музыку, танцую под нее на вечеринках, у нее всегда прекрасный энергичный танцевальный ритм. Но сама подобное петь не буду. Не мое это.
- Вас без колебаний можно назвать эталоном того, что в мире принято называть настоящей француженкой - красота, элегантность, свобода, простота и уверенность в собственных силах. Вы прекрасно поете и великолепно выглядите. Как оцениваете роль внешнего вида певцов в сегодняшней музыке?
- Спасибо за комплимент - это всегда приятно! Конечно, артист на сцене должен выглядеть артистом. Существуют неписаные законы сцены, принятые во всем мире. В то же время внешний вид не должен быть самоцелью и не должен покрывать огрехи вокала. Абсолютно не приемлю вульгарное развязное поведение на сцене, откровенные сцены в видеоклипах. Всего должно быть в меру. И главное, не забывать, что певец выходит на сцену, чтобы петь, танцевать, передавать какие-то свои чувства и мысли зрителю, а не демонстрировать свои наряды или тело.
Эту встречу с очаровательной француженкой организовало агентство DEEM COMMUNICATIONS по инициативе Посольства Франции в Армении, что было своеобразным подароком Франции Армении по случаю 20-летия Дня независимости. Концерт, спонсированный мобильным оператором ORANGE и Acba-Credit Agricole банком совместно с другими фирмами, прошел на площадке-музее под открытым небом, которую предоставил Центр современного искусства "Гафесджян" под лозунгом "20 песен 20-летней Армении". В концерте приняли участие многие армянские певцы и певицы, исполнявшие супер-хиты французских шансонье. Играл оркестр ОАТ под управлением Ерванда Ерзнкяна. И, конечно, в качестве главного номера концерта выступила Элоди Фреже. Начала она выступление со своего нового хита La Fille De L’Apres Midi, чем сразу сразила наповал публику и затем продолжила демонстрировать, что есть французская песня сегодня.
Велика была доля в успешном концерте и оркестра, который с блеском исполнил старые и новые хиты французской эстрады. Вот только, некоторые наши певцы решили, что если шансоны приобрели популярность в кабаре и казино Парижа, то они могут придать им долю вульгарности и развязности (чего никогда не было у французских шансонье). И это, пожалуй, единственное, что оставило неприятный осадок от увиденного и услышанного в тот день. Очевидно, именно это имела в виду французская певица, когда говорила о вульгаризме в искусстве, которого она не приемлет. К ней самой в этом плане никаких претензий не было.
Армен МАНУКЯН, "Голос Армении"