Это не обвинительная статья, а попытка конструктивной критики в адрес проводимой правительством политики.
Начнем, пожалуй, с министерства диаспоры. Министерство активно ведет различные программы, привлекая «армянские профсоюзы» юристов, медиков, бизнесменов, общественных деятелей, проводит различные программы по привлечению молодежи, но никак не может выработать национальную идею сохранения армянства.
Подойдем к этому с «научной» точки зрения. В высшей математике для того чтобы доказать теорему есть два метода – это необходимое и достаточное условия. Итак, необходимым условием сохранения армянства является принадлежность к армянским корням, к христианству, а также - армянская фамилия, знание армянского языка, знание истории Армении, и т. д., здесь каждый может добавить свое условие, кажущуюся ему необходимым.
Если исходить из этих условий, то получим следующий результат. Начнем с конца. Если поверхностное знание истории сочтем за выполнение условия, то со знанием языка уже возникают трудности. Армянину, живущему в Америке, во Франции или в России трудно сохранить устную армянскую речь, я уже не говорю о знании письменности. Если в доме говорят исключительно только на армянском, то ребенок сохранит знание языка на всю жизнь. Но если в доме будут разговаривать на двух языках, то и ребенок будет стремится дома разговаривать на том языке, на котором он общается вне дома. «Человек стремится где лучше (удобней), а рыба где глубже». Ситуацию, когда дома разговаривают на другом языке, комментировать не буду. Так вот, по этому критерию мы «теряем» n-ую часть армянства. Министерство пытается решить эту проблему развитием армянских школ, что похвально. Но результаты не очень-то и радуют. Ведь «насильно мил не будешь». Ну не видит подросток, а часто и его родители, смысла изучать язык, потому что государственный язык в стране, в которой он собирается жить и работать, совершенно другой. Я думаю, что из тысячи людей изучающих английский язык, найдется максимум один или два человека, которые изучают этот язык, чтобы читать Шекспира в оригинале. Все остальные изучают его потому, что оно помогает общаться с другими людьми.
Перейдем к армянским фамилиям. Здесь вообще все просто. Если принять за аксиому, что человек с фамилией заканчивающейся на "ян" - армянин, то возникают две проблемы. Первая проблема состоит в том, что на ян заканчиваются фамилии многих молдован, а также китайцев, корейцев и т.д. А вторая, что мы еще «теряем» n-ую часть армянства, включая Шарля Азнавура, Артура Чилингарова и многих других.
Что касаемо принадлежности к Церкви. Да, большинство армян приверженцы Армянской Апостольской Церкви. Но у нас есть армяне католики, протестанты, православные, есть стойкие атеисты, есть хемшилы (исламизированные амшенцы), есть армяне принявшие ислам в Турции, Иране. Имеем ли мы право отказываться от них?
Теперь о принадлежности к армянским корням. Что с того что человек имеет армянские корни, но при этом не хочет иметь никаких дел ни с армянством, ни с армянами в частности. Какая польза армянству от этого человека? Если человек сам себя не ощущает себя армянином, разве можно его заставить стать армянином? Невозможно.
Так кого же причислять к армянству и каким образом его сохранить? Кого считать армянином? Для меня ответ прост. Армянин тот, кто сам себя считает армянином и своими делами доказывает, что он достоин называться армянином. Для меня Андрей Битов больше армянин, чем сто армян, называющих себя ими, но которые своими делами унижают армянство. А что же нужно для сохранения армянства? Ответ для многих покажется странным. Но, тем не менее, он тоже прост. Всего то и нужно рожденным мальчикам дать настоящие армянские имена. «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Потому как услышав что выступает Беркутова Алевтина Гагиковна, будет понятно что она из армянской семьи. Тогда человек, носящий армянские имя, фамилию или отчество, живущий вне Армении, будет чувствовать себя «белой вороной». У него будут спрашивать о его национальности, об истории его народа, о национальной кухне, о вероисповедании и много других вопросов. И чтобы ответить на эти вопросы ему волей неволей придется прочитать необходимую литературу. Ну а нашему культурному наследию могут позавидовать многие народы. И если человек решит что лучше поменять имя, то нам жалеть об этом не нужно, потому что сегодня он поменял имя, завтра поменяет национальность, а послезавтра и Родину продаст. Так что «Киркоровы» нам не нужны. А если у человека появится желание побольше узнать о себе подобных, то он и историю Армении прочтет, и язык выучит, и в пищу будет употреблять национальную кухню, и духом армянским исполнится. Это и есть достаточное условие сохранения армянства.
Но вернемся к математике. Теорема доказуема, если выполнены оба условия. Так что слово за министерством диаспоры. Что имею против еще? Об этом продолжу в следующей статье.
Арман Рубенян