"У сектантских организаций в Армении есть свои интернет-странички, есть своя пресса и даже телеканалы. Понятно, что не они их открыли, но они купили работающих там людей. У них есть такая возможность. По крайней мере, для меня очевидно - существуют СМИ, в которых сектантские организации печатают все, что пожелают. Из таких изданий для меня, в частности, является газета "Грапарак", поскольку в ней печатаются материалы, направленные против деятельности Армянской Апостольской Церкви и в угоду сектам. В электронном издании "Лрагир" существует подчеркнуто антирелигиозная страница. Из этой же серии другое издание Religions.am. Я совершенно точно знаю, что, например, один из журналистов, работающих на телеканале "Кентрон", связан с самой агрессивной сектой "Слово Жизни". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян, комментируя по его просьбе царящую в стране ситуацию, связанную с широким распространением различного толка религиозных организаций.
- Отец Есаи, ведь и не только названные вами конкретные СМИ выступают с критикой деятельности ААЦ? Не смешиваются ли здесь два различных понятия - скажем так, здоровой критики в адрес отдельных священнослужителей или негативных явлений в деятельности Первопрестола и реальной связи с отличными от ААЦ религиозными организациями, которые вы называете сектами?
- Сегодня наши прихожане, да и просто люди, которые время от времени посещают наши церкви и присутствуют при службах и проповедях, порой высказывают свою озабоченность в связи с теми или иными упущениями ААЦ. Конечно же, мы готовы не только их выслушать, мы с ними сотрудничаем. Но, как правило, такие люди приходят к нам не только с критикой, но и уже с готовыми решениями, хотя бы с желанием помочь. Cвященник - не всемогущ, и не всегда моя проповедь может заинтересовать пришедших в церковь. Однако для нас совершенно ясна личина тех, кто обрушивается на церковь безосновательно, без какого-либо повода или причины, не имея подтвержденных и конкретных фактов. То есть мы имеем дело с исполнением проплаченного заказа.
- А насколько широко или глубоко распространяется в армянском обществе система "проплаченных заказов"? Я имею в виду, что во время одной из наших встреч вы сказали о переговорах "некоторых политических деятелей Армении с руководителями сект"?
- Мне, конечно, неизвестно, с какой именно партией работают секты. Но какие-то, скажем так, определенные разговоры все же доходят до церкви и до священнослужителей. Например, о связи секты "Слово Жизни" и молодежного крыла Армянского национального конгресса. Я понимаю, что это достаточно серьезная и ответственная информация, а посему не могу настаивать на ее истинности и достоверности. Или же другой пример - все та же секта "Слово Жизни" и АРФ "Дашнакцутюн". Но повторюсь, что это - на уровне разговоров. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что, в частности, примерно 10 тысяч адептов уже упоминаемой секты - это реальный избирательный и управляемый электорат, а значит, представляет "лакомый кусок" для политиков. Вопрос лишь в том, что политики пообещают взамен, но особенно - каких уступок потребуют договаривающиеся с ними лидеры этой и других сект. К примеру, избирательный электорат "Свидетелей Иеговы" также насчитывает порядка десяти тысяч приверженцев этой секты.
- А в целом речь идет о 300 тысячах тех армян, которые не являются сторонниками ААЦ. По крайней мере, в прессе неоднократно озвучивалась именно эта цифра. Согласитесь, показатель достаточно впечатляющий для моноэтнической страны, которая испокон веков гордится тем, что 1710 лет приняла христианство как государственную религию - в лице ААЦ.
- ААЦ продолжает делать то, чем характеризовалась ее деятельность на протяжении веков - доносит до паствы Слово Божье, заботится о сохранении в армянстве христианских и национальных духовных ценностей. Распространение же сект не имеет такого масштаба, как об этом пишет пресса. Цифра в 300 тысяч последователей сект - не соответствует действительности, это неофициальные данные, предложенные некими структурами и общественными организациями. При этом авторы этих расчетов обязательно указывают, что речь идет не только о тех, кто входит в секты. То есть этот показатель учитывает также 180 тысяч католиков, 40 тысяч езидов, прихожан Русской, Греческой, Ассирийской православных церквей. Если произвести простейшее арифметическое вычитание, то, по моим расчетам, в Армении останется максимум 100 тысяч человек, которые вовлечены в деятельность церквей евангелистского направления и сект - мормоны, "Свидетели Иеговы", "Слово жизни", "Голос Бога" и другие.
- Тогда почему же ААЦ не выступит с "вашим расчетом" в печати и не проинформирует общество о нем?
- Я лично на всех встречах с журналистами об этом говорю, но как распоряжаются моей информацией СМИ - это другой разговор. Не так давно меня пригласили на одну телепередачу, в которой говорилось о деятельности сект, и там присутствовали представители различных точек зрения, а точнее, двух противостоящих лагерей. В рамках этой программы все эти цифры о количестве сектантов были озвучены, но по совершенно непонятным причинам в эфир она не пошла, хотя была анонсирована - показали рекламный ролик. Уже почти три месяца прошло, а в эфире Общественного телевидения передача так и не появилась. При этом спонсором и заказчиком передачи выступало Министерство спорта и по делам молодежи. Убежден, передача, раскрывающая истинную суть сект, именно по этой причине и не была показана. Иными словами, сектанты настолько влиятельны, что могут и подобные вопросы решать - разрешать или нет выход в эфир даже Первого телеканала той или иной передачи.
- А нет ли противоречия в том, что при подавляющем большинстве последователей ААЦ, которые составляют, по утверждению различных священнослужителей, 90% населения Армении, вдруг секты стали пользоваться таким влиянием? Чем это можно объяснить?
- Они используют социальное положение людей, их стремление легко достичь изменений, а ни для кого сегодня не секрет, что, к сожалению, большинство населения Армении находится в тяжелом состоянии. Помимо этого, в сектах широко используются технологии зомбирования людей, для чего применяются всевозможные интеллектуальные и технические приемы, начиная с видеоэкрана, на котором проецируются простые формулы-предложения, с цветовых и звуковых эффектов, с музыки и исполнения хора. Например, в начале службы хор исполняет несколько гимнов, очень примитивных по содержанию и не имеющих никакого отношения к духовным ценностям и к духовной культуре. Как мне объяснил специалист - профессиональный музыкант, который лично присутствовал на этих собраниях, когда наступают паузы в гимнах, то каждый участник хора не замолкает, а продолжает что-то нашептывать. То есть участники вроде бы их не слышат, но вместе с тем и слышат. Также используется и сине-голубой фон, который, по утверждению специалистов, способствует усилению воздействия. И так далее.
В последнее время и не только в Армении мы часто слышим о том, что адептами секты "Слово Жизни", которая имеет широкую разветвленную сеть по вовлечению состоятельных и влиятельных людей, являются очень много представителей шоу-бизнеса. Не случайно, что их учение называется "евангелием благоденствия", и они обещают своим последователям - "приходите к нам и ваши доходы возрастут". В этой связи я не знаю, в чем конкретно выражался интерес, например, председателя Союза писателей Еревана Абгара Апиняна, который меня просил перед одной из встреч с журналистами, чтобы я не называл секту "Слово Жизни", дескать, в суд подадут. Но это мое право - говорить то, что думаю о них, и быть ответственным за каждое свое слово.
- На какой стадии находится судебный процесс в отношении последователей "Свидетелей Иеговы", которые не только занимались "ловлей душ" на территории церкви Святой Троицы, но и напали на вас, когда вы попытались воспрепятствовать им? И разве это не наглядный пример того, насколько уверенно и вольготно чувствуют себя секты в Армении?
- Суд в связи с инцидентом продолжается. Они сначала пытались разными способами затянуть процесс, теперь перешли к новой методе - называют меня по мирскому имени, отлично зная, что тем самым наносят оскорбление священнослужителю, принявшему духовный сан. Все это делается лишь потому, что они уверены в провале уголовного дела - настолько все очевидно и ясно. Поэтому их усилия направлены на, чтобы процесс прервался и не возобновлялся. Сейчас пытаются обратиться с иском и начать уголовное дело против меня, якобы я нарушил их права, не дав возможности проповедовать на территории церкви. Иными словами, армянский священник должен был позволить сектантам заниматься "ловлей душ" на территории церкви Святой Троицы. А почему бы им не осуществлять свой промысел в самом храме?! Сам характер деятельности сект и та вседозволенность, с которыми мы сегодня сталкиваемся, свидетельствует о том, что у них есть слишком много прав как в законодательстве, так и в общественном сознании. В Армении много правозащитников, которые говорят о свободе совести, о правах человека. При этом с их стороны зачастую выдвигаются различные нелепые и несуразные тезисы, вплоть до того, что якобы ААЦ - это также секта и у нее столько же прав, сколько и у других церквей. Я не говорю, что они напрочь забывают об исторической роли ААЦ в сохранении армянской нации в самые судьбоносные моменты, и где были эти секты во время блокады и войны. Но почему они не вспоминают о правах детей, которых вовлекают в деятельность сект, или же не интересуются судьбами тех, кого попросту выгнали из дома за то, что они отказались вместе с другими членами семьи принимать участие в собраниях этих сект. А наша церковь каждый день сталкивается с такими примерами и каждый раз принимает непосредственное участие в их дальнейшей жизни. Но повсеместно выступают такого рода правозащитники - постольку, поскольку получают из Европы гранты и заказы, но не более того. Вот и выходит, что в собственном доме мы на правах гостей, или же большинство населения нашей страны становятся пленниками меньшинства.
- Известно, что готовится для слушаний и принятия в парламенте новый законопроект "О свободе совести и религии". Участвует ли ААЦ в этой работе и учтены ли в нем те насущные проблемы, о которых вы упоминаете?
- Мне знакома новая редакция закона, и, по моему личному мнению, это незначительный, но шаг вперед. Например, считаю положительным то, что есть попытка дать более четкое определение "душеловства". Но в законе нет запрета на проведение проповеди в общественных местах и на улице, то есть это уже есть "ловля душ". Если я желаю услышать проповедь, то не пойду гулять на улицу, а зайду в церковь. Но если я отдыхаю, то почему ко мне могут подойти с проповедью - ведь тем самым нарушаются мои права. Есть немало и других замечаний, но главное, что весь процесс обсуждений обусловлен не из стремления к созданию в стране здоровой атмосферы на этом поле, а желанием удостоиться симпатий Европы. Но для Европы, что "Слово Жизни" и что Первопрестольный Эчмиадзин - одно и то же. Европа не понимает да и не обязана понимать, в чем особая ценность и важность ААЦ для нашего народа и государства. Это мы должны понимать и соответственным образом не только сформулировать, но и настоять на этом. В свое время была попытка вынести на обсуждения такой закон, в котором предусматривались определенные льготы ААЦ, но это провалилось. Европа отреагировала сразу, а здесь также сразу согласились с этим.
- А как же быть с тем, что мы говорим о "большинстве населения" и об исторической роли ААЦ?
- Не думайте, что Первопрестольный Эчмиадзин сидит и ждет, пока примут этот закон. Соответствующие структуры ААЦ участвует в этой работе, в обязательном порядке высказывают свою точку зрения по тому или иному закону, выдвигают свои предложения. Другой вопрос - принимает парламент это или нет. Не Эчмиадзин ведь должен диктовать свою волю парламентариям, тем более, что у нас церковь отделена от государства. У депутатов свои убеждения, своя вера.
- Можно ли из сказанного вами понять, что последователи и прихожане ААЦ в парламенте составляют меньшинство?
- Я не знаю, сколькие и кто именно из них составляют меньшинство. Но вся боль в том, что помимо личной веры, есть также направления внешней политики, государственные интересы и так далее. То есть это туго переплетенный клубок проблем, который мы не хотим распутывать. Но тем не менее, это придется когда-нибудь сделать и понять наконец, что для нас Европа и насколько сопоставимо предлагаемое извне с нашими духовными ценностями - что приемлемо, а что исключается. Я полагаю, что нашему обществу необходимо определиться - если мы равняемся на Европу, то почему нам привносят только то, что разрушает наше общество?!
Беседовал Валерий Гаспарян
ИА REGNUM