Грузинская православная церковь предъявляет права на ряд монастырей в соседней Армении, что способствует нарастанию напряженности между двумя сопредельными закавказскими государствами.
Тот факт, что Армения является первой страной, в которой было принято христианство в качестве государственной религии (в 301 году н. э.), является предметом национальной гордости в Ереване, а власти страны немедля бросаются на защиту прерогатив Армянской апостольской церкви. Власти Грузии, третьей по счету страны, принявшей христианство (в 326 году н. э. после Эфиопии), не менее ревностно следят за соблюдением прав Грузинской православной церкви. Такое глубоко укоренившееся отношение способствует тому, что вопрос о претензиях на религиозную собственность, находящуюся на территории сопредельной страны, приобретает крайне болезненный характер.
Ни одна из упомянутых церквей не пользуются в настоящее время статусом государственной религии, хотя обе они являются религиями подавляющего большинства жителей Армении и Грузии соответственно.
В постсоветский период отношения между церквями складывались непросто. Кратковременная оттепель наступила в июле, когда грузинские власти внесли законодательные поправки, позволяющие Армянской апостольской церкви обрести официальный статус в Грузии. Грузинская православная церковь воспротивилась принятию поправок, но, как заявили представители Армянской апостольской церкви "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", они не думают, что эти возражения носят сектантский характер.
На сегодняшний день главным источником напряженности в отношениях между церквями выступают имущественные споры. Епархия Грузинской православной церкви в Армении желает получить официальный статус и право собственности на пять монастырей в районах близ армяно-грузинской границы, которые, по ее утверждению, основывались как грузинские церкви. Четыре из пяти этих спорных объектов находятся в Лорийском районе: это монастыри Ахтала, Кобайр, Хневанк и Хучап. Пятый, Киранцкий монастырь, расположен в Тавушском районе.
Армянская апостольская церковь поддерживает просьбу своих грузинских коллег об официальной регистрации, но против передачи Грузии монастырей религиозные власти возражают.
"Грузинская церковь предъявляет претензии на церкви, вопрос о собственности на которые остается до сих пор спорным", – заявляет пресс-секретарь Первопрестольного святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян.
По утверждению Армянской апостольской церкви, эти монастыри хотя и действовали в XI-XII вв. как храмы грузинских верующих, основывались они как церкви Армянской апостольской церкви и должны оставаться таковыми.
Не следует сбрасывать со счетов и практические соображения, добавляет отец Ваграм. Малое количество этнических грузин, проживающих на территории Армении (коих, по официальным данным, насчитывается всего 600 человек) не оправдывает необходимости передачи пяти монастырей, подчеркивает отец Ваграм.
В ходе своего июньского визита в Тбилиси Католикос всех армян Гарегин II дал менее категоричный ответ Католикосу-Патриарху Грузинской православной церкви Илие II. "Предоставьте нам ваши аргументы, мы послушаем. Что нам мешает решать эти вопросы?" – сказал Гарегин II в неофициальной беседе, видеоролик с которой был размещен на видеохостинге YouTube.
Этнические грузины Армении подходят к вопросу о собственности на церковные здания с осторожностью. Епархия Грузинской православной церкви в Армении до сих пор не имеет официального статуса, который дал бы ей возможность возводить церкви. Соответствующий закон распространяется на все религиозные общины, насчитывающие от 200 верующих. "Совершенно непонятно, почему они до сих пор не зарегистрировались", – отмечает отец Ваграм.
По словам священника ереванской церкви Св. Георгия, где проходят службы для крошечной грузинской православной общины, отца Александра, в 2006 году он обращался к Патриарху Грузинской православной церкви с просьбой переподчинить церковь Грузинской православной церкви, "но не получил ответа".
Как сообщали в прошлом организации, защищающие религиозные права, некоторые христианские конфессии избегают выполнять требования по регистрации, видя в получении официального статуса возможности для вмешательства со стороны властей.
Представители грузинской общины Армении предпочитают ждать решения вопроса о праве собственности на Лорийские и Тавушские монастыри от Патриарха Илии II и Католикоса Гарегина II.
Имущественный спор – это ведь палка о двух концах. Армянская апостольская церковь предъявляет претензии на пять церквей в Тбилиси и один храм в городе Ахалцихе на юге страны, являющемся районом компактного проживания значительного армянского национального меньшинства. По словам отца Ваграма, эти претензии продиктованы стремлением Армянской церкви защитить религиозные права этнических армян, проживающих на территории Грузии. Подобные объяснения, однако, наводят многих в Тбилиси на подозрения.
Гаянэ Абрамян (EurasiaNet, США)
Armenia Today