Первая годовщина войны - примечательный повод оценить поведение наших стратегических институтов, важнейших структур в Армении, Арцахе и Диаспоре, оценить их вклад, способность смело и трезво воспринимать реалии, называя вещи своими именами.
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕАРМЯНСКИХ структур, начиная с Всеобщего армянского благотворительного союза и разбросанных по всему миру структур Ай Дата АРФД, заканчивая Всемирным армянским Конгрессом и Союзом армян России, на послевоенном этапе четко высказались против действующей власти. В ходе войны и после нее в общественной жизни исключительную роль сыграла Церковь. Как и во всех армянских освободительных сражениях, в начале 44-дневной войны Армянская Апостольская Церковь выступила с призывом к нашим соотечественникам, акцентируя чувство долга перед Родиной и верой.
Десятки священнослужителей были рядом с нашей армией и добровольцами, часто даже в рядах самих воинов: крест - в одной руке, автомат – в другой. Есть пронзительные фотографии и видеоматериалы военных дней, на которые невозможно смотреть без мурашек. Трудно описать воодушевление бойцов и благоговение командиров перед духовными воинами, особенно в самые тяжкие дни войны. При исполнении священной миссии по защите Родины погибли духовный предводитель полка дьякон Нарек Петросян и рядовой, дьякон Рустам Погосян, был тяжело ранен иеромонах Гегард Ованнисян.
После войны Церковь также приложила немалые усилия в вопросе духовной поддержки и утешения матерей, чьи дети погибли на войне, вдов, осиротевших детей. Бог знает, что чувствует священник, ежедневно проводящий несколько похорон в Ераблуре. В течение года, прошедшего после окончания войны, когда ни президент, ни председатель НС, ни премьер-министр не осмеливаются поехать в Арцах, Католикос совершил Патриарший визит в Сюник и Арцах. То, как его встретили в Сюнике, было абсолютным контрастом адресованным Пашиняну «сюникским приветствиям», а литургией в Кафедральном Соборе Св. Богоматери Степанакерта Католикос фактически прикрыл длительное преступное отсутствие властей РА в Арцахе.
При прежних властях ряд правозащитников последовательно поднимали вой по вопросу служащих в воинских частях духовных лиц, утверждая, что поскольку церковь конституционно отделена от государства, священнослужитель не должен иметь права входить в армию. Эта антицерковная кампания не обошла и школы – речь о призывах изъять из образовательного процесса предмет по истории Армянской церкви. Подобное стало возможным, когда к власти пришел Пашинян: роль ААЦ основательно нивелировали, просто исключив из учебных программ предмет, связанный с Церковью.
Те же правозащитники, однако, молчат, когда разного рода разрушительные религиозные течения и тоталитарные секты занимаются открытой охотой за душами, проникают в систему государственного управления и даже в школы. Выясняется, что принадлежность какого-либо высокопоставленного чиновника к секте «Слово жизни» не вызывает ни малейшего беспокойства, а вот обоснованное присутствие священнослужителя в воинской части или школе - нежелательно.
Все институты, в том числе Церковь со своим Патриархом, потребовавшие в свое время отставки Пашиняна, должны быть отчуждены от общественной жизни, - таков подход обуреваемой жаждой мести действующей власти. Между тем, Армянская Апостольская Церковь не раз заменяла собой отсутствующее государство. И сегодня Церковь, невзирая на сопротивления светской власти, обязана взять на себя более решительную заботу о верующей пастве и быть при этом уверенной в поддержке своих последователей.
Давид Саркисян, "Голос Армении"