Почти целую неделю в отечественных СМИ и соцсетях взахлеб, чрезвычайно эмоционально обсуждаются некие строительные работы, проводимые в монастыре Гандзасар (XIII в.) — шедевре армянского зодчества. В Facebook появились фотографии, зафиксировавшие облицовку разрушенных стен монастыря новыми каменными плитами. Появились сообщения, что делается это по указке бизнесмена и благотворителя Левона Айрапетяна.
К Левону Айрапетяну обратились с призывом прекратить недозволенные действа. Бизнесмен ответствовал, что, мол, стены монастыря не средневековые, а возведены в то время, когда в Гандзасаре проводилась реставрация. И что стены построены не слишком качественно. В довершение он добавляет, что новые плиты изготовлены из камня, добытого из того же карьера, считая, что это весьма весомый аргумент. Но... Даже если камень тот же, если стена-новодел начала разрушаться, это вовсе не означает, что ее, то есть стену, для укрепления надо облицовывать полированным камнем. Это признак абсолютного непонимания специфики памятника и элементарных норм реставрации. Отметим, что стены монастыря Гандзасар были возведены из камня неправильной формы, небольших валунов и т.д. Историческая стена сохранилась лишь фрагментами, и реставраторы совершенно резонно ее укрепили и дополнили в той же технике теми же материалами. По образу и подобию. Но коль скоро сегодня монастырская стена вновь нуждается в ремонте, ее надо ремонтировать в той же технике, которая была использована реставраторами. Полированные наружные стены монастыря — дикий нонсенс, они никак не вяжутся с образом Гандзасара. Все это разъяснил начуправления памятников НКР Слава Саркисян, но его доводы просто игнорировали.
К сожалению, молодежная инициатива “Не будем молчать”, возбудившая действительно важную проблему, также напустилась с несправедливыми упреками и на главу Арцахской епархии ААЦ Паргева Мартиросяна. Якобы за дискредитацию известного мецената.
Между тем Арцахская епархия сообщает, что “проводятся дополнительные консультации с правительством НКР, связанные с облицовкой монастырских стен”. Хотя, если честно, консультироваться не о чем. Совершается средь бела дня дилетантское деяние, которое надо пресечь и вернуть стенам тот вид, который воссоздали реставраторы.
При всем уважении к Левону Айрапетяну и к его масштабной благотворительной деятельности надо сказать, что он в этом вопросе превышает свои полномочия. Хорошо, что он так заботится об историческом наследии родного Карабаха, но пусть он не навязывает свою игру специалистам — реставраторам и историкам архитектуры. Это их прерогатива. В конце концов, он может, он должен услышать профессионалов, в том числе приглашенных из Еревана. Одно дело — построить на свой вкус мотель, ресторан и прочие объекты и совсем другое — спонсировать ремонт стены архитектурного памятника. Это армянское национальное достояние, требующее бережного отношения. Не надо следовать принципу “сделайте мне красиво”.
Облицовка стен, по мнению Славы Саркисяна, помешает монастырю войти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Добавим: помешает наверняка, поскольку сильно исказит исторический облик и дух замечательного памятника. А какую свистопляску устроят соседи — и говорить нечего. Те самые, кто считает Гандзасар и всю армянскую архитектуру продуктом творчества албанцев, якобы своих предков, чьи памятники они десятки лет втихую уничтожали всеми возможными способами.
"Новое время"