Скандал вокруг решения парламента Грузии о допустимости регистрации общин религиозных меньшинств в качестве субъектов права обретает новые, совершенно неожиданные формы. Дело запахло аж внутриполитическим кризисом. Оппозиция умело подхватила тему разногласий между властью и влиятельными клерикалами и взялась поднять на ноги всех, кто считает себя православным христианином. А таковых в Грузии — две трети населения. И каждого из них пытаются убедить в том, что предоставление правового статуса епархии Армянской Апостольской Церкви является злом, которое несет в себе угрозу грузинской государственности. И это в стране, рвущейся в Европу и кичащейся верностью ценностям европейской демократии...
В пятницу вечером президент Михаил Саакашвили подписал принятый парламентом накануне во втором чтении закон о внесении изменений в Гражданский кодекс, который наделил пять традиционных религиозных конфессий правом регистрироваться в качестве юридического лица публичного права. Несогласная с этим патриархия Грузинской Православной Церкви отказалась мириться с тем, что армяне смогут считаться законной общиной, располагающей имуществом и пользующейся возможностью отстаивать свои права. Нигилизм почему-то был направлен именно против армян, хотя поправки к закону касались также католиков, баптистов, мусульман и иудеев. Националистически настроенные клерикалы стремятся представить ситуацию таким образом, что вопрос предоставления религиозным меньшинствам статуса решился вследствие давления, оказанного на руководство Грузии из Еревана. Причем об этом говорят не только малообразованные обыватели, но и вполне уважаемые политики и известные деятели культуры. Среди них такие известные представители грузинской интеллигенции, как режиссер Роберт Стуруа, поэт Резо Амашукели, академик Марьям Лорткипанидзе, которые обвинили Михаила Саакашвили в том, что он с потрохами продался армянам.
“Неудивительно, что Саакашвили к Грузии равнодушен. Ведь он армянин, а не грузин”, — заявил художественный руководитель тбилисского Театра имени Руставели. В том же духе высказался бывший заместитель министра культуры, лауреат многочисленных литературных премий. Резо Амашукели отметил, что “всадить нож в спину матери-церкви” Михаил Саакашвили решил сразу после беседы с главой внешнеполитического ведомства Армении Эдвардом Налбандяном. “Они сладко побеседовали и обо всем договорились. Ведь оба они армяне. Что им Грузия и ее церковь?!” — воскликнул поэт. Деятели научного мира решили не отставать в проявлении пещерного национализма от представителей творческой интеллигенции. Академик Марьям Лорткипанидзе заявила, что “после присвоения епархии Армянской Церкви юридического статуса армяне потребует храмы, и это не приведет к хорошим результатам. “Вместе с церквями армяне попросят и земли. Пусть Армянская Церковь остается в своей стране и занимается там своими делами. Пусть не предъявляют нам своих претензий”, — восклицает ученая дама.
Ну чего же можно ожидать от политиков, если даже представители национальной интеллигенции, умудренные сединами и отягощенные бременем всевозможных государственных и международных наград, позволяют себе столь ксенофобные высказывания в адрес армян? Политики, конечно же, пошли еще дальше. Один из лидеров Союза христианских демократов, депутат парламента Леван Вепхвадзе заявил: “Принятие этого закона не может не способствовать антиармянским настроениям. Аппетит приходит во время еды, и Эчмиадзин прямо говорит: “Дали статус, теперь отдайте церкви”. А партия “Народное собрание” выступила с заявлением, в котором говорится, что “за принятием поспешного решения парламента стоит сделка между руководством Грузии и Армении. В этом проявляется предательство интересов страны в пользу претензий другого государства”. В таком же духе выдержаны заявления, с которыми выступили другие оппозиционные партии: “Новые правые”, “Свободные демократы”, “Во имя Грузии”, “Мы сами”, Национал-демократы, “Свободные демократы”... Любопытно, почему всеми ими упоминается именно Армения? Ведь в вопросе предоставления официального статуса своим грузинским единоверцам содействовали католики Ватикана, баптисты Соединенных Штатов, иудеи Израиля, мусульмане Турции и Азербайджана. Откуда в грузинских оппозиционерах столько ненависти к армянам, которым отказывают даже в праве иметь собственную общину, защищенную законом?
Ответ прост. Оппозиционеры просто решили эксплуатировать ресурс Православной Церкви, пользующейся немалым влиянием в стране. Выступая в поддержку патриарха, они стремятся разжечь костер противоречий между церковью и политическим руководством. Лишенные харизматического лидера, оппоненты президента Саакашвили решили спрятаться за спиной почтенного патриарха Илии Второго, которого всячески провоцируют на резкие действия против власти. Престарелого Католикоса (в будущем году Его Святейшеству исполнится 80) трудно назвать самостоятельной персоной. Он давно впал в зависимость от радикального крыла клерикалов, выступающих с ксенофобских и националистических позиций. Именно они убедили патриарха инициировать массовую акцию протеста против решения, позволяющего регистрацию общин религиозных меньшинств. Современные поборники теократии объединились вокруг организации, именуемой “Движением гражданского сопротивления”. В субботу последователи этого “движения” призвали всех своих сторонников собраться на митинг во дворе тбилисского храма Кашвети, чтобы выразить протест против “ущемления прав православного народа”. Собравшиеся уполномочили оргкомитет митинга предъявить от их имени ультиматум Михаилу Саакашвили. Они грозят президенту “непредсказуемыми последствиями”, если тот до 15 июля не отменит решение парламента и не подпишет указ о провозглашении православия государственной религией. Активисты “движения” совместно с лидерами Христианско-демократического движения уже начали сбор подписей с этим требованием. Если президент не выполнит условия ультиматума, теологи грозятся перекрыть в субботу проспект Руставели и начать “массовую акцию гражданского неповиновения”.
Стране, претендующей на право именоваться демократической, хотят навязать теократическую форму правления. Но даже в единственной в Европе теократической монархии — в Ватикане — законы не ограничивают последователей других конфессий в праве иметь официальный статус. У грузинских клерикалов “особый” путь. К счастью, в соседней стране далеко не все мыслят стереотипами времен крестовых походов и святой инквизиции. Среди тбилисских политиков нашлись такие, кто рискнул назвать вещи своими именами. “Давайте корректно и деликатно назовем позицию патриархии недоразумением, — заявляет один из лидеров правящей партии “Единое национальное движение”, депутат Давид Дарчиашвили. — Мы приняли это решение, поскольку строим светское, демократическое государство”.
Артем Ерканян, "Новое время"