Несколько лет известный ученый-археолог, доктор исторических наук, завкафедрой культурологии ЕГУ Гамлет Петросян ведет возглавляемые им раскопки в арцахском Тигранакерте. Прошедшие полевые сезоны и кабинетная работа выявили грандиозный город — бесценный памятник армянской государственности и урбанизма. Однако, оказывается, археология и история — источник далеко не только положительных эмоций.
К великому сожалению, в науку ощутимо и вполне материально вламывается политика, точнее — псевдополитика. О раскопках в Тигранакерте, омрачаемых политдемагогией, рассказывает сам Гамлет Петросян. В публикации использованы материалы журнала “Анив”.
...Существует некая методология работы в арменистике. Чтобы тебя печатали за рубежом, ты, во-первых, должен хорошо знать английский, писать именно на английском и, во-вторых, не должен вмешиваться в вопросы, связанные с Арцахом.
С самого начала раскопок в Тигранакерте мы организовали группу поддержки в Лос-Анджелесе, она так и называлась “Группа поддержки Тигранакерта”. Меня дважды приглашали в Лос-Анджелес, и первое наше заседание состоялось в центре “Арпа” в декабре 2007 года. Участвовали Ричард Ованнисян и многие другие. Все были воодушевлены. Мы снимали фильм, печатали брошюру, проводили мероприятия, чтобы собрать немного средств для продолжения раскопок. До этого я получил письмо от археолога Адама Смита из Чикагского университета, которого раньше знал по Штатам и по Армении. Он написал, что мои раскопки противоречат Гаагской конвенции, поскольку проводятся на оккупированной территории, что они мешают урегулированию конфликта и установлению добрососедских отношений между соседними народами. Что мои коллеги-армяне не скажут мне об этом, но он, как мой истинный друг, обязан сказать. Честно говоря, я очень уважал Адама и решил, что он просто не знает ряда обстоятельств. Я написал ему: “Дорогой Адам, это моя родина, я там родился. Живущий там народ избрал свое правительство, и у этого правительства есть министерство культуры. Именно оно дает разрешение на раскопки. Конституцию этой республики и ее власть мир не принимает, но как можно не принимать право народа вести свою свободную жизнь? И почему я не должен вести раскопки? Ты приезжаешь из далекой Америки в Республику Армения с солидной группой, получаешь разрешение на раскопки у нас, а теперь хочешь запретить мне вести раскопки с разрешения властей НКР?”
Я по глупости считал, что Адам мне поможет в Штатах, поскольку моя работа никак не связана с политикой — я обнаружил город. Но я ошибся. 0 своих планах я рассказал и знаменитому армянскому ученому-археологу Григору Арешяну, который был здесь, у нас, госминистром, потом переехал в США и работал в Археологическом центре при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Арешян очень обрадовался, выражая готовность всячески помочь. Между прочим отправить письмо Адаму тоже была его идея. Мы несколько раз встречались, я познакомил его с членами “Группы поддержки Тигранакерта”. Через некоторое время я узнаю, что Арешян отправил письмо членам группы, сообщая им о своем выходе из нее. Причиной тому стал его разговор с ректоратом Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, где ему сказали, что поддержка раскопок в Арцахе противоречит их политике.
Мне пришлось публично ответить Арешяну и другим моим друзьям. Я написал, что вообще-то не представлял себе, что ректорат Калифорнийского университета или другое государственное учреждение знает о Тигранакерте, интересуется этим вопросом. Зачем вы написали письмо членам группы? Вы хотите их напугать? Если вы сами чего-то опасаетесь — это ваше личное дело, но почему вы пытаетесь воздействовать на других людей?
Организованная с трудом группа распалась. Об этом знают и мои коллеги, и ответственные за науку и культуру армянские чиновники. И что изменилось? Арешяну даже не намекнули обо всем этом: его как принимали, так и продолжают принимать с особым почетом. Если подобных людей считают влиятельными, они могут так себя вести и оставаться уважаемыми. И я решил не надеяться на поддержку ни Академии наук, ни чиновников от культуры. Огромное спасибо президенту НКР господину Бако Саакяну за то, что с 2008 года правительство НКР финансирует наши раскопки.
Я был когда-то членом правления Project Discovery — американской организации, которая финансирует определенные раскопки в Армении. Написал несколько обзоров по программам с оценкой целесообразности их финансирования. Например, один молодой специалист из Института археологии хотел собрать семена различных фруктовых деревьев, чтобы составить каталог и сравнить их с найденными в различных раскопках. Этот проект мне очень понравился, и я предложил организации Project Discovery прибавить к требуемой сумме еще тысячу долларов, чтобы молодой специалист исследовал также рощу возле Тигранакерта, где возраст деревьев доходит до 400-500 лет. Это уникальные деревья, на всем Армянском Нагорье нет таких фиговых деревьев, которые представляют собой именно деревья, а не кустарник. Каковы были мое удивление и обида, когда наши соотечественники ответили мне, что Карабах — спорная территория, и здесь они не могут финансировать работы. Речь шла всего о тысяче долларов. Я ответил: когда вы посылали мне на отзыв ваши проекты, вы разве не знали, где я веду раскопки? Вы сами меня спрашиваете, что там нового в Тигранакерте, каждый раз вроде бы радуетесь за нашу работу в Арцахе, а теперь получается, что мы на “спорной территории”? И я ушел из этой организации.
Многие мои коллеги видят истину, люди меня поддерживают, встречая на улице. Но не могу сказать, что у нас существует такая же целенаправленная линия, как в Азербайджане по отношению к историческим памятникам. Я говорю чиновникам, которые ответственны за культурную политику в нашей стране, что вот этот конкретный человек саботировал работу в Тигранакерте, а его принимают с уважением. Кому-то интересно, за какие средства содержится сайт, посвященный Тигранакерту? Только однажды один московский армянин позвонил мне и предложил финансовую помощь. За эти деньги я оплатил русскоязычный вариант сайта, купил рабочий компьютер.
В Париже я встречался с профессором Джусто Трайна, он дважды приезжал в Тигранакерт. Но, как правило, если человек работает в государственном научном учреждении, он не может официально приехать в Тигранакерт. А у нас нет средств, чтобы пригласить к сотрудничеству зарубежных коллег за наш счет. Сама экспедиция не нуждается в археологах, у нас есть хорошие специалисты, мы знаем армянскую археологию лучше, чем они, но вот проводить анализы — было бы неплохо.
Однажды приехала девушка из США, которая занимается античной культурой, и выразила желание принять участие в раскопках Тигранакерта. Я, естественно, предупредил: “Вы понимаете, что это Нагорный Карабах?” Она обещала посоветоваться, потом сказала: “Извините, я получаю государственную стипендию, и мне не разрешили”. Как мы слабы на политических переговорах о статусе Нагорного Карабаха, такую же слабую позицию занимаем и в политике по отношению к нашему культурному наследию.
* * *
Тигранакерт — в первую очередь памятник для нас. Это памятник нашей культуры, и он обращен к Армянству, а уж потом к мировому сообществу. Но кто-то должен заниматься и внешним миром. Меня попросили написать статью для журнала Le museon. Я год возился, подготовил большую статью на английском, и редакторша стала лукавить: “Мы вам не отказываем, не ищите политических мотивов, но статья должна быть ни так ни сяк”. Так почему же с самого начала, когда предлагали писать, не сказали об этом? Что мне сказать редакторше европейского журнала, если в Армении граждане нашей страны издают журнал на английском языке и боятся публиковать статью про Тигранакерт? Мол, деньги мы получаем из-за рубежа, вдруг урежут финансирование из-за этой темы.
В результате получается, что мы пишем вроде бы другую историю культуры нашего народа — ее пишут специалисты, которые подчиняются западным нормам, не важно, здесь они живут или там. Сейчас главное — как к тебе относятся на Западе. У нас должны быть такая сила, такой потенциал, чтобы наш молодой специалист не боялся мыслить самостоятельно, чувствовал бы поддержку.
...Мои коллеги часто говорят мне: чего ты еще хочешь, тебе повезло — ты нашел город, теперь живи. Мне очень трудно объяснить, что этот город не поле с картошкой, не колодец с водой. Что значит жить этим? Делать свой бизнес? Мне всегда бывает обидно, что они не хотят уходить от моего образа, видят в Тигранакерте лично меня, а не то, что там есть. Но я же не памятник, не камень в Тигранакерте. Это город, который сейчас живет и не спрашивает, кто ты такой — ни меня, ни кого-то другого.
* * *
...Мы сейчас об арцахском Тигранакерте знаем гораздо больше, чем о других городах того времени, основанных Тиграном. Ближе всего к Тигранакерту стоит древняя Мцхета или так называемый Багинети недалеко от Тбилиси, где раскопана подобная стена, но не такая большая. В других древних городах Армении — Армавире, Арташате — остались менее значительные следы фортификационных сооружений, чтобы можно было в точности сравнить. Тигранакерт сам по себе открывает новую страницу, и мы можем сказать, что это была мощная крепость с цитаделью. Но что еще там было? Скажем, в 2010 году мы случайно открыли новый античный квартал. Оказалось, что в Тигранакерте, кроме крепости и центрального квартала в равнинной части, где находится базиликальная церковь, был и античный квартал, где культурный слой доходит до двух метров. В том же году мы обнаружили античный некрополь, который долго искали — такие некрополи не имеют внешних признаков, и их очень трудно найти. Раскопали два кувшинных погребения, нашли монеты середины I века до н.э. — именно времени основания Тигранакерта. Сейчас я очень надеюсь, что мы скоро найдем и монеты самого Тиграна.
Можно уже сказать, что это был мощный, очень богатый город. Если город богатый, это означает, что при раскопках на каждом шагу можно ждать сюрпризов. Реально говорить о пятидесяти гектарах территории, но, видимо, если учитывать и округу, она будет намного больше.
До ХIII века Тигранакерт был цветущим городом и, скорей всего, был разрушен монгольским нашествием. Слой Xll-ХIII веков — один из самых мощных культурных слоев. Город существовал очень долго, видимо, вплоть до XIV века.
...Считалось, что после Себеоса и Каланкатваци о Тигранакерте совсем ничего не написано. Но недавно я обратил внимание на одну из надписей Хll века из Кошиканапата где-то в 30 км от Тигранакерта, где упоминается некий Акоп из Тигранакерта.
Также удалось уточнить, что в своей рукописи “История Албании” гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалянц в начале ХVIII века упоминает о Тигранакерте. К сожалению, при издании рукописи в книге было ошибочно напечатано “Аканакерт”. Даже некоторые наши ученые, включая Баграта Улубабяна, указали, что Аканакерт — это крепость Акана. Но мне удалось перепроверить рукописи и доказать, что автор писал именно о Тигранакерте как о важной точке для лезгинских войск, которые концентрировали награбленное в Хачене у родников Тигранакерта и вывозили через реку Трту. Второй раз в своей тетради, если не ошибаюсь, 1714 года, католикос Есаи приводит текст надписи из “Тигранакерта, который теперь называется Шахбулаги”. Эта надпись была знакома Алишану, он приводит ее, не указывая источник, Лео тоже приводит ее без ссылки на католикоса Есаи. До этого мы всегда говорили о сведениях о Тигранакерте в середине ХIХ века, когда Саркис Джалалянц посетил эти места. Сейчас получается уже, что и в начале ХVIII века знали, что это Тигранакерт.
"Новое время"