Принято считать, что суть национальной идентичности подвержена колебаниям в куда меньшей степени, нежели ощущение этой самой идентичности, которое может нарастать и ослабевать под влиянием каких-то обстоятельств. И пока одни государства изобретают традиции, не связанные с историческим прошлым, применяют национальную символику в качестве важного инструмента в конструировании традиций, связанных с идентичностью, и даже имитируют попытки защитить армянскую идентичность, наши исполнительная и законодательная власти почему-то не спешат придать празднику Навасард статус государственного. Поиск символов нашей "самости", символов единства национального и государственного идет скорее в режиме автопилота, и решение этой в общем-то нелегкой задачи оставлено подсознанию, генам, силе инерции…
МЕЖДУ ТЕМ ЗА АРМЯНСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРУ ВЗЯЛСЯ ТУРЕЦКИЙ ФОНД экономических и социальных исследований TESEV! В частности, TESEV предлагает для защиты армянской культуры предоставить особый статус армянским школам, подготовить армянские учебники, обучить преподавателей армянского происхождения, обеспечить достаточное количество курсов армянского языка и литературы в университетах и поддержать вещание армянского радио и деятельность армянских театров. В опубликованном на днях докладе фонд призывает защищать в Турции армянскую идентичность и культуру, проявлять к ним столь же чуткое отношение, сколь и к своим.
На этом фоне еще большую актуальность обретает законодательная инициатива, почему-то пылящаяся уже более двух лет в большой повестке. Речь о важном дополнении в закон "О праздниках и памятных датах", касающемся Дня национальной идентичности, которое фракция АФРД предложила еще осенью 2008-го. Не откладывая в долгий ящик, парламент одобрил законопроект единогласно в первом чтении в феврале 2009 года. Более того, было принято решение обсудить вопрос в особом порядке - в двух чтениях. Однако по сей день документ в окончательном чтении не принят.
Отметим, что нововведением депутаты предлагают первую августовскую декаду объявить праздничными днями Навасарда, а 11 августа - собственно Днем национальной идентичности. Цель здесь одна - в течение этих дней проводить мероприятия, посвященные выявлению, правильной оценке и использованию национального ресурса, в контексте решения концептуальных задач армянства. В обосновании законопроекта отмечается, что авторы отнюдь не намерены рассматривать инициативу в религиозной плоскости. Скорее наоборот, предлагается 11 августа и предшествующие ему 5 дней (6-11 августа) превратить в дни единения, выявления идентичности, обсуждения элементов идентичности. С тем чтобы впоследствии правильно разрабатывать концепции, программы, организовывать мероприятия во всех направлениях - экономическом, социальном, политическом, военном и т.д. Авторы предлагают в эти дни проводить всеармянские мероприятия - игры, форумы, фестивали, объединяющие Армению и Диаспору. Собирая представителей армянства со всего мира, ежегодно в эти августовские дни подводить итоги прошедшего года и намечать планы на будущий.
ПОЛУЧИВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКУ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГО ДЕПКОРПУСА, включение законопроекта в малую повестку тем не менее из четырехдневки в четырехдневку откладывается. Спорной оказалась дата 11 августа. По мнению Армянской Апостольской Церкви, 11 августа - самый разгар лета, сезон отпусков - не самый удачный выбор для такого праздника, как День национальной идентичности, и вопрос следует всесторонне обсудить, прежде чем документ будет принят в окончательном чтении и претворен в жизнь. Авторы в свою очередь готовы пересмотреть предлагаемую ими дату. Ведь главное, чтобы этот праздничный день и идея были реализованы и стали мероприятиями общеармянского значения, что, несомненно, существенно отразится на самосознании наших граждан. Так за чем же дело?!
Парламент ушел на летние каникулы. А это значит, что наша страна в очередной раз проворонила сугубо национальный праздник. Нет, конечно, Навасард не пройдет абсолютно незамеченным: как и в прежние годы, группа молодежи 11 августа организует выступление под открытым небом с театрализованным представлением в честь победы Айка над Белом, но общенародного, государственного масштаба и в этот раз не будет. А жаль: хотим мы того или нет, но на определяющие национальную идентичность вопросы, кто мы и что конкретно скрывается за этим "мы", приходится отвечать постоянно. Ведь самые серьезные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами и определениями, которые служат их гражданам критериями истины.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН, "Голос Армении"