Есть хорошая армянская пословица: ум не в возрасте, ум – в голове. Применительно к историку, доктору исторических наук, заведующему отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, членкору РАН Сергею Арутюнову ее можно слегка видоизменить: ум не в дипломах, а в голове.
В круг научных интересов Сергея Арутюнова входят историческая этнография народов Азии, современная этническая и языковая ситуация на Кавказе, миграция, этнические процессы и их влияние на культурную и социальную идентичность. Но есть у него еще одно хобби – писать об армянском народе и его проблемах, да так, что, по выражению армянской газеты, "турки могут отдыхать".
Еще лет десять назад членкор поразил армянскую общественность озвученным на радио "Свобода" предложением подчинить Арцах Армении и Азербайджану одновременно. "Карабах является особой территорией. Государством или государственно подобным образованием, но находящимся под совместным протекторатом двух более крупных государств. Скажем, Карабахом управляют два верховных комиссара или какой-то верховный комиссариат, который поровну состоит из азербайджанских и армянских представителей", - размышлял он. В то время членкор был помоложе и заподозрить его в старческом маразме было сложно. Как со злой иронией заметил мой товарищ, "видимо, членкор вырос при двух отцах, и у него в семье было два хозяина".
Во время той же передачи членкор высокомерно обвинил армян в неумении разбираться в этнических и религиозных различиях между соседями: "… с армянской точки зрения, азербайджанцы – это те же самые турки. Сами азербайджанцы, возможно, с этим не согласятся или согласятся только частично. Разница на самом деле большая хотя бы потому, что турки-анатолийцы – это сунниты, а азербайджанцы – это в основном шииты. Для армян и те и другие – мусульмане, те и другие говорят на тюркском языке".
Как-то неудобно объяснять историку, членкору, что до 1936 года и те и другие назывались турками (анатолийскими и закавказскими), а еще за несколько десятилетий до этого анатолийские турки воспринимали слово "турок" в качестве оскорбления. Неудобно напоминать, что закавказских турок огнем и мечом заставили принять шиизм, что среди анатолийских турок до пяти миллионов алавитов, которых при всем желании членкора невозможно причислить к суннитам, а одно из крупнейших племен закавказских турок – падары – всегда исповедовало ислам суннитского толка. Неудобно также напоминать членкору, что, несмотря на существующий ныне религиозный винегрет, племена закавказских и анатолийских турок имеют в основе общее огузское происхождение и действительно являются двумя ветвями одного древа.
В недавнем своем выступлении в эфире радио "Голос Америки" членкор назвал армянских фидаинов – защитников армянского населения Западной Армении - "бандами, абречеством с национально-освободительной маркой". Специалист по Кавказу не может не знать, что абреком у народов Северного Кавказа называются изгнанные из рода преступники, ведшие разбойничью жизнь. Мне трудно найти определение для ученого с некой долей армянской крови, осмелившегося назвать бандитами людей, без малого полтора века пользующихся заслуженной любовью армянского народа. Впрочем, определений для таких людей как раз-таки достаточно, однако уважение к читателям не позволяет употребить.
При этом членкор Российской академии наук в интервью "Голосу Америки" объясняет Геноцид армянского народа в Османской Турции действиями указанных "банд". "Чем было мотивировано решение о депортации? Тем, что при продвижении русских войск армянское население подымало восстания, организовывало дружины, нападавшие на обороняющиеся войска с тыла". И вновь членкор, согласно количеству находящихся у него именуемых дипломами корочек обязанный владеть языком, не использует, пусть даже ради приличия, слова "объясняется" или "оправдываются", нет, он стремится найти для Турции оправдывающую ее в чудовищном преступлении мотивацию.
Сам членкор, что бы он ни утверждал, явно страдающий армянофобией, в выражениях себя не стесняет: "Большинство (турок. – Л.М.-Ш.) обращались с этими людьми (армянами. – Л.М.-Ш.) как со скотом и считали, что чем больше их подохнет, тем лучше. В смысловом значении, кажется, все правильно, все так и было, но каков стиль!? Не иначе как академический. Членкор, неуклюже стараясь приписать эти слова туркам, на самом деле просто смакует оскорбительные выражения в адрес армянского народа, людей, гонимых на смерть.
Апогеем подлости членкора в интервью "Голосу Америки" является его утверждение: "Но и армяне должны признать, что они не всегда идеально вели себя по отношению к мусульманскому населению. В том числе и во время Карабахской войны. Ну что же, сражались мы друг против друга". Во-первых, сражались мы, все население армянских республик и многочисленные представители армянской диаспоры, в патриотизм которых членкор не верит. Самого членкора там рядом не стояло. Во-вторых, очень бы хотелось услышать примеры "неидеального" отношения наших воинов к закавказским туркам, а не к "мусульманскому населению", как продуманно и с явно провокационной целью называет их членкор.
Интервью членкора российскому изданию "Росбалт" 27 июня сего года заставило забыть о возрасте маргинального оппонента. "Обе стороны проявляют упорство двух баранов, столкнувшихся лбами на узком мосту над речкой", - "характеризует" членкор итоги саммита в Казани президентов Армении, России и Азербайджана. После этого академического пассажа членкор предлагает в качестве выхода свою старую идею: "Нужно объявить Карабах особой территорией с собственным самоуправлением, но под контролем двух верховных комиссаров, назначенных из Еревана и из Баку".
На хамство престарелого членкора, как и на него самого, можно было бы не обращать внимания, если бы не его многолетнее настойчивое желание добиться дележа нашей Родины с врагом. И уже не имеет никакого смысла рассказывать ему о том, что большая часть Карабаха (общее наименование армянских провинций Утик и Арцах) давно уже томится в плену, что Родиной и честью не торгуют. Не имеет смысла, поскольку членкор никогда не имел понятия о значении слова "честь", а, значит, вести с ним разговор о родине все равно, что рассказывать бездушному и лишенному памяти манкурту о его истинных родителях.
Читая на протяжении лет опусы членкора, не раз хотелось воскликнуть: Господи, избавь от подобных армян, а с турком мы справимся сами. Впрочем, кто сказал, что Сергей Арутюнов, сын Ольги Салломон, армянин? Кажется, это называется еврей по галахе?
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, "Голос Армении"