Найдется ли в Армении хоть один житель, который бы смог вспомнить случай, чтобы кто-либо среди нас оскорбил человека за его еврейское происхождение. Или на том или ином культурном смотре, фестивале руководствовался национальной принадлежностью участника, высмеивая ее или выказывая пренебрежение. Выясняется, однако, что существуют еще люди, тем более – люди искусства, готовые ради своих «темных делишек» не только растоптать молодые таланты, но и публично оскорблять их, высмеивать, унижать. А именно такую позу занял главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России, еврей по национальности Марк Горенштейн, на одной из репетиций 14-го международного конкурса им. П.И.Чайковского унижая представляющего Армению талантливого московского виолончелиста Нарека Ахназаряна, который уже стал фаворитом конкурса и оспаривал приз победителя. Во время репетиции, которая записывалась и транслировалась в эфир, этот дирижер заявил музыкантам оркестра:
«Наказ первый – пусть вас не заботит, что играет этот «талант». Ваша задача играть то, что написано там и только со мной, не обращая внимания на этого. Он (имея в виду Ахназаряна – Л.М.) пусть вообще вас не беспокоит, этот аул, который здесь нам преподносится, воспитанник Нишимото, я уже проходил через это… Да, прошу играть со мной. Он пусть вообще не имеет с вами никакой связи. Это – первый наказ. Второй наказ: вы играете слишком громко. Не забывайте – это Дворжак. Вы просто забыли, что это не тромбон. Что бы он здесь ни играл, вы должны играть тише, чем играет он».
Такого унижения, проявления, подобного расизму, вероятно, давно не происходило. И позорно то, что эта скандальная история имела место во время конкурса, призванного посредством музыки распространять идеи человеколюбия, гуманизма. Разумеется, конкурсная комиссия немедленно отреагировала на происшедшее, распространила заявление, в котором говорится:
«Оргкомитет 14-го международного конкурса им. Чайковского считает оскорбительными мысли, высказанные в адрес участника конкурса Нарека Ахназаряна художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России Марком Горенштейном. Мы считаем, что слова, унижающие человеческое достоинство, разлагают творческую атмосферу, для создания которой мы приложили много усилий. Конкурс Чайковского призван оказывать содействие молодым музыкантам, и это обязывает каждого из организаторов и участников конкурса проявлять искреннее уважение и внимание к талантливой молодежи».
Вряд ли, однако, подобное отношение и сделанное заявление смогут компенсировать моральный ущерб, понесенный молодым талантливым деятелем искусства. Сегодня уже в ряде российских СМИ появились оценки, а некоторые журналисты настаивают, что Марк Горенштейн стремится любой ценой помешать выступлению Нарека Ахназаряна. Поговаривают даже, что этот дирижер имеет договоренность кое с кем, чтобы вытеснить Ахназаряна из дальнейшего участия в конкурсе, чтобы лавры лауреата достались молодому человеку, который по своей профессиональной подготовке весьма отстает от музыканта, представляющего Армению. Во всем этом просматривается и тенденция скомпрометировать международный конкурс, когда некоторые горе-музыканты не только приватизировали конкурс, но и утвердили на нем безнравственную атмосферу, тем самым лишая творческий конкурс его честности и объективности. Самое обидное, что делается все это с оскорблением национальной самобытности. Если в России давно уже представителей разных национальностей, имеющих кавказское происхождение, представляют оскорбительным клеймом «лицо кавказской национальности», оскверняются армянские могилы, то происшедшее – логическое продолжение этой психологии. А значит, необходимо чтобы отныне в межнациональных отношениях укоренилось взаимное уважение, а на международных конкурсах люди были особенно корректны, уважали национальную принадлежность каждого участника и воздерживались от проявления расизма.
Левон МУТАФЯН, http://ru.hayernaysor.am/1309184351