Развернувшиеся в Турции предвыборные дебаты об отношении властей к национальным меньшинствам внушили армянскому населению – крупнейшему немусульманскому национальному меньшинству страны – надежду на грядущие перемены и повышение толерантности в турецком обществе. Анализируя же ситуацию после выборов, армяне Турции не торопятся отказываться от своей настороженной позиции.
По имеющимся оценкам, после массового убийства армян в Оттоманской Турции в период 1915-1918 гг. в стране осталось всего 300 тысяч представителей армянской национальности. Сегодня большинство представителей 50-тысячной армянской общины обосновались в Стамбуле да еще малочисленная группа этнических армян, перешедших в исламскую веру, проживают в регионах Тунчели и Артвин.
При мысли о Турции первое, о чем подумает представитель армянской диаспоры, это вопрос о признании геноцида. Но для армян, проживающих на территории Турции, есть и другой не менее важный вопрос, а именно избрание представителя армянской национальности в турецкий парламент.
В погоне за голосами избирателей две оппозиционные партии – кемалистская Народно-республиканская партия (НРП) и Партия национального движения (ПНД) – собирались включить в число своих кандидатов на парламентские выборы 12 июня двух граждан армянской национальности. Однако всплеск националистической риторики заставил их, по словам ряда обозревателей, отказаться от этих планов.
Аналогичный разворот на 180 градусов произвела и правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в отношении состоятельного турецко-армянского предпринимателя Бедроса Шириноглу (Bedros Sirinoglu). В 2007 году именно за ПСР предпочитал голосовать армянский электорат Турции в надежде, что партия проведет реформы, которые позволят вернуть этническим армянам конфискованную у них собственность, отмечает обозреватель газеты "Тараф" Маргар Есаян (Margar Yesaian).
Попытка Турции и Армении поставить крест на прошлом пошла прахом, что заставило многих армянских избирателей внести коррективы в свои взгляды, отмечает профессор вычислительной техники университета Мармара Паграт Мериноглу (Pagrat Merinoglu), по национальности армянин. "Правительство Эрдогана уничтожило все наши надежды на нормализацию отношений", – говорит он.
"На сей раз армяне доверились независимым кандидатам, объявившим о своей готовности поддержать национальные меньшинства", – отмечает редактор армянской газеты Стамбула "Акос" Арис Налджи (Aris Nalci).
Спустя два дня со дня голосования остается неясным, оправдаются ли эти ожидания. На взгляд ряда обозревателей, отсутствие в парламенте армянского депутата лишь усиливает у представителей армянской общины страны ощущение изолированности.
"Главной проблемой для местных армян всегда был и остается тот факт, что их не считают за полноправных граждан турецкого государства", – говорит менеджер программы демократизации Фонда общественно-экономических исследований Турции Озге Гендж (Ozge Genc). – К армянам зачастую относятся с наибольшим из всех местных христианских меньшинств недоверием".
Армян в Турции называют предателями, совершавшими злодеяния по отношению к туркам в ходе Первой мировой войны и вставшими на сторону России против Оттоманской империи. В результате многие этнические армяне приняли турецкие фамилии и, по их собственным словам, стараются не говорить по-армянски на улицах. Эта настороженность распространяется и на сферу политики и госслужбы Турции, добавляет Озге Гендж. "Им приходится проходить проверку на благонадежность, и, как следствие, армяне не представлены в политической жизни и сфере государственного управления".
Однако такая тенденция начинает постепенно меняться. С 1965 года немусульманам разрешается занимать государственные посты. Правда, опасаясь дискриминации, мало кто из этнических армян претендует на подобные должности. Заметным исключением стало назначение в марте этого года представителя армянской национальности на пост советника в генеральном секретариате Турции по европейским делам. Эта новость обошла все турецкие СМИ.
Некоторое время спустя в марте же Анкара назначила своим послом во Франции экономиста армянского происхождения Дарона Аджеемоглу (Daron Acemoglu), дважды выдвигавшегося на соискание Нобелевской премии.
Труднее всего было сломить печать молчания, издавна лежавшую на устах армянского сообщества. Поворотным пунктом стал убийство в 2007 году турецкого журналиста армянского происхождения, редактора газеты "Акос" Гранта Динка, отмечает завкафедрой социологии стамбульского Босфорского университета, также по национальности армянин, Арус Юмул (Arus Yumul). – Гибель Гранта Динка как будто пробудила нас ото сна, заставила вспомнить, кто мы такие, и не бояться быть армянами", – говорит он.
Этому процессу способствует и традиция заключения смешанных браков. Десять-двадцать лет тому назад заключить брак армянину или армянке с представителем турецкой национальности считалось просто позором, отмечает Арус Юмул. "Сегодня же это считается практически обычным делом. Никакой конфронтации по этому вопросу не имеется, а это означает, что следующее поколение будет скорее смешанным и сможет выбирать, к какой национальности принадлежать".
Между тем наблюдаются признаки, что и многие турки начинают по-новому смотреть на свои взаимоотношения с армянами. Тысячи этнических турков вышли на улицы в знак протеста против гибели Гранта Динка, а в апреле этого года в Стамбуле были организованы акции протеста и другие мероприятия в память о массовом убийстве сотен тысяч этнических армян во время Первой мировой войны.
Правда, процесс нормализации отношений протекает далеко не безоблачно. По утверждению директора старейшего в Стамбуле армянского лицея Гетронаган Сильвы Куюмджуян (Silva Kuyumcuian), турецкие власти через турецких замдиректоров следят за тем, чтобы в 16 армянских учебных заведениях Турции не преподавалась армянская история и не превышалось количество часов, отведенных на изучение армянского языка.
"Конечно, мы очень осторожны. На данный момент это единственно верная политика, ведь мы пытаемся выжить и не лишиться наших учеников", – говорит директор.
По мнению же других, надежда армянского сообщества на лучшее будущее заключается не в молчании и осторожности, а в предпринимаемых ныне попытках укрепления политического плюрализма в Турции. "Только так могут быть решены проблемы меньшинств…, – полагает обозреватель газеты "Тараф" Маргар Есаян. – Страна сделала шаг по пути демократизации. Мы надеемся, что за этим последует продолжение".
Гаянэ Абрамян (EurasiaNet, США)
ARMENIA Today