Наконец состоялся межцерковный и патриарший визит Католикоса Всех Армян Гарегина II в Грузию. Столь долгожданному визиту Патриарха еще большее значение придает тот факт, что он побывает также в армянском регионе Самцхе-Джавахк-Цалка, в котором армяне, в числе других вопросов, имеют серьезные духовные и религиозные проблемы. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин, а такжке, возможно, тем неприемлемым обстоятельством, что после Хримяна Айрика и по сей день земля Джавахка не имела возможности воздать почести армянскому Католикосу. Поэтому связанные с визитом Гарегина Второго ожидания и надежды джавахкцев более чем велики, и это понятно.
Более того, джавахкские армяне не одиноки в своих ожиданиях. За визитом Католикоса внимательно следят все армяне диаспоры, которые больше не могут оставаться безразличными к день ото дня ухудшающейся ситуацией в Джавахке и проживающих там наших соотечественников.
Все ожидали, и все готовились. К визиту Католикоса Всех Армян готовились также и грузины. Да еще как готовились! Вместе с известием о прибытии Гарегина Второго в Грузию, грузинская пресса и телевидение обрушили на зрителей и читателей очередную волну антиармянской истерии. Грузинские журналисты и политологи, общественные деятели и ученые, сообща стали обсуждать круг проблем, который мог бы стать темой для разговора представителей духовенства. И, естественно, самым важным из этих вопросов была признана проблема принадлежности возведенных на территории современной Грузии армянских церквей. К сожалению, грузинская сторона превратила обсуждения на тему армянских церквей и иной храмовой архитектуры в дикие истеричные вопли.
Неприглядное поведение грузинской интеллигенции легко объясняется тем, что она прекрасно осознает этническую принадлежность наших церквей, однако не находит в себе мужества признать этот факт. Таким образом, агрессивное поведение грузинских интеллектуалов объясняется натужным стремлением маскировки собственных знаний в угоду царящему в этой республике шовинистическому угару.
Так, известный грузинский «арменовед» Бондо Арвеладзе в своих размышлениях зашел так далеко, что осмелился заявить, что “единственное, что должен сделать Гарегин Второй в Грузии, – это попросить прощение у грузинского народа за действия армянского баграмяновского отряда Абхазии”.
Несмотря на все вышесказанное, Католикос отправился в Грузию с весьма оптимистичным настроением. «С вашим братством мы должны прожить дни в молитве и встрече наших верных сынов, посещая армянские и грузинские церкви и храмы. Должны обсудить вопросы, волнующие наши две церкви и поговорить о возможностях укрепления нашего сотрудничества», – сказал Католикос. «Наша встреча должна укрепить многовековое братство и стать поводом к нахождению ответов на стоящие сегодня перед нами вопросы, преодоления наших трудностей», – отметил он на встрече с Патриархом Всея Грузии Ильей Вторым по прибытию на армяно-грузинскую границу.
Однако, насколько обоснован данный оптимизм Католикоса? Основным идеологом борьбы против армянской церкви в Грузии является именно Грузинская Православная церковь, предводитель которой на протяжении шести дней визита будет сопровождать Католикоса.
Илья Второй намерен быть рядом с Католикосом Гарегином II в ходе всех мероприятий. У Католикоса даже не будет возможности отдельно встретиться со своей паствой в Джавахке. Это означает, что его визит будет носить, скорее, церемониальный, нежели патриарший характер. Более того, подобная позиция Ильи Второго в каком-то плане превращает Католикоса в высокопоставленного пленника. Пленника, которого чтут, однако не позволяют свободно общаться со своей паствой. В создавшейся ситуации остается надеяться на то, что Гарегин Второй не превратится еще и в пленника вежливости, а назойливое присутствие высокопоставленного грузинского шпиона не будет угнетать его в патриаршей деятельности.
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, http://times.am/