3 июня в Баку состоялась республиканская научная конференция сотрудников Института рукописей Академии наук Азербайджана. Сходка была названа высокопарно: "Проблемы средневековых рукописей и истории азербайджанской культуры". Нет, конечно, я не имею ничего против подобного названия сборища, особенно если принять во внимание, что средние века для закавказских турок начались – и все еще продолжаются - со второй половины ХIХ века, а национальная культура в понимании турок – это отточенные временем и традициями навыки виртуозного владения топором.
ИНТЕРЕСНЫМИ БЫЛИ НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ, СДЕЛАННЫЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИМИ УЧЕНЫМИ-КЛЕПТОМАНАМИ. Так, некий доктор исторических наук, Имамеддин Закиев, в своем выступлении вначале предположил, что в средневековой Барде было столько книг в библиотеке, сколько жителей проживало в этом городе, а затем стал похваляться, что такого не было даже в Европе. Похвальбу аудитория восприняла благосклонно. При этом у присутствующих не хватило ума поинтересоваться об этнической принадлежности жителей средневековой Барды – армянском городе Партав.
Поскольку с рукописями в Азербайджане напряженка (своих нет совсем, а чужих наворовали, в основном копий), на конференции выступила некая "ученая" из Института физики - Наиля Султанова. Дама несказанно обрадовала собравшихся известием о том, что "азербайджанские ученые ХI века, в частности, ученый по имени Бахманъяр, да и другие, сделали так много для развития наук, и в том числе физики, что при сравнении можно утверждать о том, что Европа пришла к этим разработкам лишь в ХХ веке". В течение выступления профессора Султановой собравшиеся несколько раз пускали счастливые пузыри: вначале от известия о том, что в ХI веке в мире были "азербайджанцы", а затем узнав о наличии в средних веках "азербайджанских ученых". Было выдвинуто предложение настрочить в ООН петицию с требованием выплатить потомкам "азербайджанских ученых" половину от прибыли за украденные у "азербайджанцев" и внедренные в науку и производство разработки и открытия в области физики элементарных частиц, нейтронной физики, физики низких температур, физики твердых тел, а также ядерной физики и квантовой механики.
Академик Земфира Сафарова, явно задетая успехом выступления коллеги, выступила с рассказом о другом "азербайджанском ученом" ХIII века – Сафиаддине Урмави, "авторе первых нотных знаков, о чем в Европе ученые уже не спорят". Она же рассказала о придуманном Урмави и воссозданном Сафаровой музыкальном инструменте и даже продемонстрировала собравшимся обыкновенный уд, на котором приглашенные музыканты сыграли отрывок из мугама.
Европейские ученые, как мне удалось выяснить, действительно не спорят с Сафаровой, им достаточно знать, что основоположник современных нотных знаков, итальянец Гвидо д’Ареццо, жил за три века до Урмави, "нотные знаки" которого никто не видел.
КУЛЬМИНАЦИЯ НАСТУПИЛА, КОГДА НА АРЕНУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Института рукописей "Проблемы средневековых рукописей и истории азербайджанской культуры" вышел Вахид Захидоглу. Сей ученый муж сразил собравшихся ученых своим открытием. Захидоглу обнаружил, что "переписчики средневекового эпоса "Китаб-и Дедем Коркут" допустили, мягко говоря, некоторые неточности". Захидоглу уверен, что эпос "требует переписывания и новой редакции".
Пока ошеломленные "ученые" приходили в себя от новости, я кинулся к тексту эпоса и – о, ужас! – не обнаружил в нем имени Гейдара. То есть его там совсем нет. Есть сам деде Коркут, наличествует Бурла-хатун, фигурирует Кан-Бура, красуется Бамси-Бейрек, сияет Бану-Чичек, воюет Баюндыр-хан. Командует всеми этими персонажами из огузского племени Белых баранов Салор-Казан, а вот луноликий Гейдар отсутствует. Нет в эпосе ни Гейдар-Казана, ни даже Гейдар-Каструла. А ведь главной песней эпоса должна была стать песнь об удалом Гейдар-Каструле и его сыне – Луноносом Канлы Ильхам-Годже. Изначально эпос, как после долгих лет изучения открылось Вахиду Захидоглу, назывался "Китаб-и Бабам Гейдар", но средневековые переписчики намеренно исказили текст.
Сегодня уже можно считать доказанным фактом: переписчики были внедренными в средневековое огузское племя Белых баранов армянскими дашнаками. Они злонамеренно вычистили дастан от Гейдар-Каструла, сына Али Рза Бёюк Юрта. Но Гейдар-Каструл бессмертен, и, несмотря на происки дашнаков, он все же вернулся в этот мир в образе "общенационального вождя" Азербайджана. Это вам не какой-нибудь Салор-Казан.
Сагател БАКВЕШИНЯН, "Голос Армении"