На днях специальным рейсом из Москвы в Армению была доставлена картина всемирно известного мариниста Ованнеса Айвазовского "Буря у скалистых берегов", похищенная более 20 лет назад из здания Армянского общества культурных связей (АОКС). В Национальной картинной галерее Армении состоялась официальная церемония ее передачи настоящему владельцу – нашему государству. Обнаружен был шедевр мировой живописи на аукционе художественных произведений "Гелос" в Москве в феврале этого года. Хозяином картины оказался наш московский соотечественник, сенатор Российской Федерации Ованес Арменакович Оганян.
В Национальной галерее Армении хранится около 100 картин Айвазовского, 65 из них – это живописные полотна, полученные от разных дарителей. Первые 7 картин привезены из Лазаревской семинарии Москвы в 1924г.: семинарии их подарил сам Айвазовский. Через год архитектор Акоб Экизян подарил галерее еще 4 работы мариниста. Очередную картину передал в дар галерее Ваган Хорашанджян из Бельгии, построивший в Марселе (Франция) армянскую церковь. В 1957г. из Франции было перевезено еще сорок полотен Айвазовского, дарителем большей части которых был Авраам Джинджян. Среди них была и марина "Буря у скалистых берегов" (1875г., холст, масло, 73х102), которую Союз молодых армян Франции (ЖАФ) подарил АОКСу.
По словам бывшего директора Национальной галереи, искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Армении Шагена Хачатряна, у этой работы была еще и очень красивая рама. Как вспоминает сегодня бывшая сотрудница АОКСа, ныне министр культуры Армении Асмик Погосян, летом 1990г. в АОКСе был затеян небольшой ремонт, именно в этот период, в одну из темных ночей, воры залезли в здание по установленным у стен строительным лесам и, грубо вырезав картину из рамы, вынесли ее из кабинета руководителя управления обществом.
"Буря у скалистых берегов" была найдена благодаря последовательной работе Шагена Хачатряна, автора многочисленных исследований об известных армянских художниках. В начале 80-х годов искусствовед получил предложение издать альбом с репродукциями картин Айвазовского. Альбом вышел в свет в 1984г., спустя несколько лет книга была переиздана в московском издательстве "Советский художник". После исчезновения картины ее репродукция трижды публиковалась с припиской - "похищена из АОКСа в Ереване, 1990г."
Именно этот факт и заставил обратить внимание на картину "Буря у скалистых берегов" как коллекционеров, так и правовых структур. Шедевр Айвазовского был обнаружен на московском аукционе "Гелос" и снят с торгов. К тому времени марина принадлежала сенатору РФ Ованесу Оганяну, страстному коллекционеру русских передвижников и армянских художников и являлась одним из 300 живописных украшений его богатого собрания. Узнав о том, как картина оказалась в России, Ов.Оганян, по собственным словам, сразу связался с президентом Армении Сержем Саргсяном и сообщил о своей готовности вернуть полотно законному владельцу – своей исторической родине.
"Картину я приобрел лет семь назад у весьма известного и уважаемого в России человека, личность которого не вызывала и тени сомнения в законности владения работой Айвазовского, - поведал на церемонии передачи полотна Национальной галерее Ов.Оганян. – Более того, покупая экспонат для своей коллекции, я каждый раз проверяю его "статус". Так было и с "Бурей…", но из Росохранкультуры и Интерпола я получил официальные уведомления о том, что картина не числится в списках разыскиваемых. Богу было угодно, чтобы владельцем полотна оказался именно я, армянин, и для меня было ясно, что шедевр Айвазовского должен быть возвращен Армении".
Как отметил начальник Управления по сохранению культурных ценностей РФ Виктор Петраков, похищенные ценности культуры, как правило, перепродаются по нескольку раз, прежде чем их удается обнаружить у последнего владельца. Так случилось и на сей раз. "Я был удивлен проявленной армянской стороной активностью по возвращению на родину картины с первого же дня ее обнаружения, - заметил он. – Обычно мы ездим в другие страны и возвращаем то, что украдено. Это первый случай возврата похищенного шедевра из России его законным хозяевам". От имени руководимой им структуры Виктор Петраков поблагодарил министра культуры Армении Асмик Погосян за активное содействие и вручил ей благодарственную грамоту. Как отметил Ф.Мирзоян, картина останется в Национальной галерее, пока будет принято решение об окончательном ее пристанище.
По сведениям Ш.Хачатряна, после кражи картина была отреставрирована в Петербурге – на ней видны места реставрации, в результате чего часть подписи самого художника уничтожена. По словам Асмик Погосян, есть предположение, что из Армении картина была вывезена в 1996г. Отметим, что похитители пока не найдены, несмотря на множество косвенных фактов из "жизни картины после кражи". "В те годы Армения не была вовлечена в международную сеть Интерпола, а страна находилась в условиях неурегулированного законодательного поля, посему зафиксировать "путь" полотна было сложно", - отметила А.Погосян
Добавим, что похищение картин мастеров живописи – не редкость в Армении. В ночь на 1 апреля 2009г. из филиала Национальной картинной галереи Армении в Раздане было украдено 18 картин известных армянских живописцев - М.Сарьяна, П.Терлемезяна, Г.Башинджагяна, М.Асламазян и других. Среди них числится одна авторская копия Ов.Айвазовского - "Кораблекрушение", остальные картины – оригиналы. В 2003г. из аналогичного филиала в Дилижане были похищены 4 картины, две из них также принадлежали кисти Айвазовского. Впоследствии оба полотна были найдены в ужасном состоянии, отреставрировать удалось лишь картину "Христос и ученики". Остальные картины пока не найдены...
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"