Значение любого события в нашей жизни каждый человек определяет сам, исходя из собственных ощущений и впечатлений. Автору этих строк посчастливилось стать свидетелем, и даже участником, на первый взгляд обычного для нашего недавнего (советского) прошлого, события – торжественной церемонии присвоения дому культуры в адыгейском хуторе «Пролетарский» имени местного гусана (музыканта, автора-исполнителя) за его заслуги в развитии национальной культуры и в связи с 90-летным юбилеем. По словам выступающих, гусан Айказ был не только замечательным музыкантом, но и человеком исключительной доброты, подаривший радость людям одним своим присутствием на любых семейных и прочих торжествах во всей округе.
Нас же, гостей из Москвы, поразили не исторические события, связанные с прожитой жизнью уважаемого Айказа Закаровича, а наследие его гуманного творчества, воплотившегося в самодеятельные, но весьма профессиональные, песенно-танцевальные коллективы, вобравшие в себя почти весь хутор. В этих самобытных артистах мы нашли истинных носителей и хранителей того, что называется Великой Армянской Культурой. Высокий уровень постановочного мастерства, поддержанного хореографом-руководителем местного творческого коллектива Сюзанной Бабаян, потряс наше воображение. Тем ценнее ее труд, выполняемый в условиях чужбины, без особой поддержки местных властей, но в полной гармонии с культурными традициями коренного адыгского народа и местных славян. Представители этих братских народов, так же блистали своим талантом на сцене дома культуры. Лица всех участников и зрителей излучали особую доброту и радость. Царила атмосфера доброжелательности, братской любви и взаимного уважения, словно то, о чем все мы мечтаем в идеале! Мы узнали потомков Аварайрских мучеников, которые полторы тысяч лет назад отстояли свою веру в Истинного Бога - Христа, и храбрых героев Сардарапатской битвы. Танцевальные композиции, изображающие Сасунское восстание и сопротивление храбрых амшенских героев, вызвали наши самопроизвольные слезы…
Павел Жмак, мой соратник по Монархической партии «Самодержавная Россия», долго находился под впечатлением танцевальной композиции «Арцах» с воздвижением креста. «Сегодня, - говорил он, - я по-настоящему ощутил духовную общность русских и армян. Мы утоляем нашу духовную жажду из одного святого родника, который армяне и греки открыли для себя раньше русских, но сохранять его удалось только благодаря могуществу Святой Руси. Никто не сможет разрушить наше единство, сплоченное силой животворящего Святого креста, если мы останемся верными нашим традиционным ценностям». И местные жители за нашим столом его полностью поддержали.
Оказывается, сохранять свою самобытность и уникальность в полной мере сильный народ может в любых условиях, если в нем присутствует дух предков. Тех предков, которыми мы гордимся неустанно за их единственно правильный выбор, совершенный прежде всех народов мира. И не случайно, что история армянского народа целиком и полностью есть живое воплощение Евангельских истин. Вспомним, Господь сказал (в Нагорной проповеди): «Блаженны вы, когда будут поносить вас и всячески неправедно злословить за Меня…». Обидно, что этой государственной травле народа, первым из всех принявшего Христианство в общегосударственном масштабе, потакали и государства, называющие себя христианскими – Англия, Германия. Именно с их согласия и дикой зависти к армянам со стороны тех, кого Св. апостол Иоанн Богослов называет «сатанинским сборищем», был совершен первый в истории человечества геноцид.
Почему вдруг, в день такого радостного события мы заговорили о Геноциде армян? Да потому что, во-первых, армяне об этом помнят всегда, а во-вторых, именно такие события и являются красноречивым доказательством возрождения «народа – мученика» (как метко назвал армян болгарский поэт П.Яворов).
Святоотеческая истина гласит: «история есть отражение духовной реальности». Попытки врагов искажать страницы нашей истории имеют весьма конкретную цель – помешать нам и всему миру правильному восприятию и сегодняшней реальности, ее духовное содержание. К сожалению, эти искажения оказывают дурное влияние и на некоторых русских патриотов, которые всех своих инородных врагов почему-то стали называть «хачами»? Кто навязал русским в качестве объекта ненависти понятие, которое в переводе с армянского языка означает «крест», т.е. символ священного распятия, почитаемый всеми христианами?! Впрочем, не это важно, а то, что мы должны помнить, что скрытых врагов у нашего «русско-армянского» единства много: одни из них от имени русских устраивают погромы армянских детей и молодежи на улицах городов, разрушают памятники на кладбищах, другие от имени армян демонстрируют дикое неуважение к русским святыням. Сколько терпения и мудрости необходимо, чтобы в этих провокациях разобраться! А разобраться нужно и можно. В этом нас убедила та реальность, которую мы ощущали в этом, по сути, армянском хуторе, где в мире, согласии и взаимной любви уживаются представители разных национальностей и вероисповеданий. Господь сказал Св. апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12.9). Помощь Божию и Его силу жители этого маленького (немощного) хутора, затерянного в предгорьях Кавказа, ощущают наверняка. Иначе не могли они устроить такое событие, которое по праву явилось вечером торжества Христианского Духа в одной маленькой точке огромного земного шара.
Да простит меня Господь и наш строгий читатель за нескромные, восторженные оценки «рядовым» житейским событиям, их сравнение чуть ли не с библейскими сюжетами с соответствующими духовными комментариями. Но мы были бы действительно счастливы, если бы аналогичные события происходили и в других местах компактного проживания наших соотечественников. Почти 10 лет назад мы имели обстоятельную беседу с Владыкой Езрасом (тогда еще архимандритом) о проблемах религиозности и патриотизме наших армян. Мне запомнились слова Владыки, процитированные из Первого Соборного Послания Св. апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец… мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Актуальность этих слов никогда не проходит, а наоборот, усиливается с приближением «последних времен». Верность Христу и любовь к Отчизне и соотечественникам – неразделимы, особенно в условиях диаспоры. Соответственно и возрастает роль церкви в сплочении диаспоры и народа в целом, в его духовном просвещении.
Вряд ли можно назвать какой-либо другой народ, в судьбе которого религия и церковь сыграли бы такую важную роль, как для армян. Однако, все происходящее в жизни нашего народа в последние десятилетия, привело к утрате церковью своих позиций в обществе. Но национально-культурный «оазис» в армянском хуторе Адыгеи дает нам основания для оптимизма в этом вопросе. Слава Богу, Армянская церковь в Адыгее остается центром как духовно-культурной, так и общественно-политической жизни, объединяющим людей из различных социальных слоев. Молодой священник Тер-Мушег благодаря своей истинно христианской доброте и мудрости, пользуется в народе заслуженным авторитетом. Без его благословения и общей молитвы (по словам местных армян) никакое знаменательное событие не проходит. Так же добрыми словами мы будем вспоминать организаторов и участников этого вечера – руководителей общины Парнака Кукуляна и Вартана Зейтуняна, заслуженного деятеля культуры Республики Адыгея Михаила Арзуманова, директора Дома культуры Ларису Каваносянц, и многих других. И конечно, огромная благодарность от нас главному редактору газеты «Еркрамас» Тиграну Тавадьяну за приглашение в эту сказочную армянскую среду, которая своим явлением доказывает, что «красота спасет мир»! Пусть этот маленький армянский хутор станет той Евангельской «малой закваской, которая заквашивает все тесто» (Гал.5.9). Лучшего примера для подражания нашим общинам не найти.
Когда я писал эти строки, по телеканалу ТVАRМRU демонстрировался документальный фильм об освобождении Арцахского города Шуши в 1992 году. Шел тот эпизод, когда Архиепископ Паргев благословлял воинов на битву и молился за победу, как это бывало не раз в нашей истории. (Наши русские братья увидят аналогию с Куликовской битвой). В этих кадрах отражено главное достоинство представителей нашего народа – непобедимый Дух Православного Христианского Воина!
На примере этих замечательных людей – освободителей Арцаха и носителей Великой культуры в маленьком адыгейском хуторе, мы убеждаемся, какую важную роль в обществе может сыграть каждый человек на своем месте, если в нем присутствует частица Божественной искры. Духовный, культурный и интеллектуальный ресурс нашего народа, бесспорно, неисчерпаем. И народ с такой культурой, верой и духом будет жить вечно! Небесная Армения, в отличие от своего земного воплощения, никогда и никем не покорена.
Благослови вас Господь!
Георгий ЯЗЕРЯН, кандидат технических наук, член Президиума Центрального Совета Монархической партии «Самодержавная Россия», член Правления Межрегиональной духовно-просветительской общественной организации «Русский Дом», г. Москва