Один из четырех кварталов Старого Иерусалима принадлежит армянам, хранителям древнего монастыря и библиотеки, наследникам трагической истории и 1600-летнего присутствия, которое, как опасаются некоторые, сегодня находится под вопросом. Об этом пишет ливанская The Daily Star со ссылкой на Associated Press.
Побитая ближневосточными силами, более мощными, чем они, и стремясь к лучшей жизни в других местах, эта историческая иерусалимская община видит, как ее количество постепенно опускается ниже 1000.
Армяне, руководимые больным 94-летним патриархом, оказываются зажатыми между евреями и мусульманами на Ближнем Востоке, освобождающемся от христиан, и между глубоким чувством принадлежности к Иерусалиму и осознанием того, что их будущее может быть в другом месте.
«Очень немногие останутся здесь, если так продолжится и дальше»,– сказал Геворк Гахведжян, владелец магазина в Иерусалиме.
Скрытный мир иерусалимских армян можно увидеть через скромную железную дверь в каменной стене. Дверь, запираемая каждую ночь в 22:30, ведет в монастырскую огороженную территорию, которая является домом для священнослужителей и нескольких сот армян-мирян. Внутри есть библиотека, медицинский консультативный пункт, два социальных клуба и школа, где сегодня в каждом классе учится в среднем лишь шесть или семь учеников.
«Мы, конечно, беспокоимся об этом. Но мы не нашли решения»,– сказал 71-летний Самуел Агоян, один из старших священников общины.
Монастырь во главе с 94-летним патриархом Торгомом Манукяном хранит и другие секреты. Он содержит вторую по величине в мире коллекцию древних армянских рукописей, 4000 текстов охраняются в часовне, которая открывается только один раз в год.
Несколько десятков священников, большинство из которых направлены в Иерусалим церковью из других стран, останутся здесь, как и их сооружения и реликвии. Однако сама община, состоящая из мирян, под давлением и привлекательностью этого мира, может, и не останется.
В результате массового убийства армян в Османской Турции (по утверждению многих историков речь идет об истреблении 1,5 млн. армян, что оспаривается Турцией) в начале 20 века беженцы наполнили маленькую существующую общину армянских священников и мирян, и ко времени, когда Иерусалим был разделен между Иорданией и Израилем в 1948 г., армян в общине, по некоторым оценкам, насчитывалось более 25 000.
Армянам, наряду с арабскими жителями Восточного Иерусалима, были даны права на проживание в Израиле, и некоторые из них подали заявления на получение полного гражданства. Община пыталась держать нейтралитет, находясь в таком месте, где это трудно осуществимо. Отношения с израильтянами и палестинцами временами были довольно натянутыми.
Министерство внутренних дел Израиля не располагает статистикой о численности армян. Лидеры общины согласны с тем, что сейчас в городе менее 1000 армян. Молодые армяне, которые, как ожидается, должны вступать в брак с армянками, сталкиваются с нехваткой потенциальных супруг. Поскольку они, как правило, хорошо образованы, владеют английским языком и имеют родственные связи за рубежом, они имеют все, чтобы уехать.
«Тот, кто уезжает, все еще мечтает об Иерусалиме и говорит, что вернется. Но они не вернутся»,– сказал Агоян.
Другие настроены более оптимистично. 29-лений Рубен Налбандян, лидер молодежи общины со степенью магистра в области нейробиологии, полученной в Израильском университете, говорит, что отток замедлился.
Из 11 студентов в его классе в школе, по его словам, уехали только двое. Десять мужчин, как он знает, нашли невест в Армении и привели их в Иерусалим. «Как мы жили здесь 1600 лет, так будем жить здесь и дальше»,– сказал Налбандян.
Новости Армении - NEWS.am