Помните? Приходит пациент к психиатру. «Доктор, у меня проблема, утром пью кофе и съедаю чашку. – Вместе с ручкой? – Нет, ручку выплевываю. – А вот это зря: ручка – самое вкусное». Ручка – во всей многозначности слова – снова оказалась самым вкусным куском нашей, напоминающей развлекательно-отвлекательную пиар-компанию жизни. И хотя в репертуаре «сначала планировались праздники, потом – казни», праздник лучше усекновения главы, все равно грустно…
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ злополучной ручки Грайра Товмасяна стало не просто главным событием дня. Развлекательный потенциал этого мероприятия оказалось просто невозможно переоценить. Никол Пашинян разбудил в широчайших народных массах – независимо от их политической ориентации и верований – гигантские, до поры дремлющие пласты сатиры и юмора. По поводу золотой во всех смыслах ручки не высказался разве что совсем ленивый, и все больше искристо, как брызги шампанского. Предложение «прежде, чем отвергать Грайра Товмасяна, давайте отвергнем того, кто вчера напоил Никола» было не самым остроумным. Ручку оценили опять же во всех смыслах, и выпустившей ее фирме «Карлоф» впору оплатить премьеру рекламную акцию, благодаря которой, по крайней мере, в Армении, какие-нибудь «Паркер» с «Монбланом» нынче нервно курят в сторонке. Это стало бы бонусом в дополнение к тому невообразимому хайпу, который словил Никол Пашинян и который, скорее всего, его сильно порадовал.
Если перелистнуть календарь на несколько дней назад, то выясняется, что прежде чем мы дошли до ручки, случилось еще одно событие – правда, другого формата, которым народ так же целые сутки жил, дышал, умилялся и благословлял небеса за ниспосланное счастье. Это - встреча и примирение рассорившихся некогда друзей, коллег, соратников, флагманов армянского юмора Айка Марутяна и Мкртича Арзуманяна, известных в народе как Айко и Мко. Правда, если Мкртич как был Мко, так и остался, то от столичного мэра панибратское «о», кажется, отлипло, но не в этом суть. Так или иначе, это событие в нашем общественном сознании сопоставимо разве что с легендарной встречей на Эльбе советских и американских войск. Сколько смайликов и сердечек было пущено в ход, сколько счастливых слез пролито! И это на полном серьезе – «Я плачу!» и дальше сердечки-цветочки, няшки-няшки-няшки!
Правда, нашлись и такие циники, которые не оценили благостность момента, но, видимо, давно оценили механизм манипуляции нашими вконец запутавшимися мозгами и задались вопросом - «Айко и Мко воссоединились - что день грядущий нам готовит?». Грядущий день готовил не только странный хипеж в «Эребуни-плазе», но обыск в доме бывшего владельца золотой ручки Грайра Товмасяна…
О ТОМ, ЧТО МЕДИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ всякой расправы очень велик, известно еще со стародавних времен. В эпоху, когда в Древнем Риме ходили в амфитеатры, самыми дорогими были места, до которых долетали брызги гладиаторской крови. Люди, владеющие собственностью в радиусе Гревской площади Парижа, на которой свершались всякие повешения, колесования и четвертования, во всю процветали, сдавая в аренду свои окна и балконы по нехилой цене. Это всегда высоко котировалось. Да, публика любит расправы, так что ими нашу публику можно развлекать еще порядочное время.
Если, конечно, есть желание развлекать ее именно этим. Тут ведь вопрос упирается во время, в котором живем – являются ли в нем укладка мордой об асфальт или отрезание лапок приоритетными или нет. И если да – то просто сказываются тенденции исторического момента. Как эти тенденции скажутся на нас в дальнейшем – это иной, долгий и болезненный разговор.
Так или иначе, тот, кто надеялся, что власть сломается, выдохнется, устанет, наконец, от этого скорбного тренда “мордой об асфальт” - эти наивные дураки просчитались. Власть в отличной форме и продолжает наращивать вектор. Вот только есть осознание, что при всем медийном потенциале расправ однообразия публика не любит. Однообразие, знаете ли, приедается, оно губительно для организаторов шоу.
Но ведь всякую расправу можно украсить жизнерадостными фонариками и петардами, устроив из нее практически китайский Новый Год. Это наши главные менеджеры и устроители большого балагана, кажется, осознают и предпочитают сочетать суровость с отличной развлекухой. Здесь самое трудное угадать момент, когда публика уже начинает скучать, но пока этого не осознала и следит за действом. Вот тут-то и следует, как фокусник из рукава, вытащить золотую ручку - чтоб зритель эмоционально переключился, развеселился, посмеялся и даже блеснул остроумием. Чтобы он оценил и зааплодировал.
А дальше переводим рычаг, нажимаем на кнопку – и снова морды на асфальте. Снова призывы - доносить, выявлять, стучать, завидовать, карать, ненавидеть. Такая вот смена театральных картин – разные жанры, но все в рамках развлечения. И мы с таким удовольствием развлекаемся…
«Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу...», - сказал когда-то по похожему поводу Сергей Довлатов.
А знаете, в этом «развлекательном» контексте встреча Айко и Мко обретает реальное значение… Встретились два человека, пожали друг другу руки – «кто старое помянет», помирились и широко улыбнулись друг другу. Может, так они и выглядят - переломные события.
Сона Мелоян, "Голос Армении"