Как ни странно, в последнее время в популярности и признании артиста гораздо большую роль играют активный PR-агент, шустрый менеджер, продюсерская компания, стоящие за его спиной, нежели мастерство и творческая состоятельность. К сожалению, этот негативный фактор сыграл достаточно серьезную роль в жизни гитариста из США Майкла Гюлезяна. Этот виртуозный гитарист, играющий гремучую смесь фолка, рока, джаза, индийских раг, арабских и армянских мелодий, почитаем и любим среди специалистов и поклонников высокопрофессиональной гитарной музыки. Но вот широким массам он известен мало. Хотя подобного уровня гитаристов этого стиля в мире меньше десятка - Джон Фейхи, Лео Коттке, Майкл Хеджес...
Однажды в 1974 году Майкл отправился на концерт знаменитого и весьма любимого им гитариста Робби Башо. После концерта он подошел к артисту и, набравшись храбрости, представился гитаристом и попросил разрешения поиграть на инструменте своего кумира. "Понимаешь, мне тогда было всего 16 лет и я ничего не знал о правилах и законах шоу-бизнеса. Просто взял и подошел к нему... И представь себе мое удивление, когда он без колебаний протянул мне свою гитару и попросил сыграть для него". После импровизированного прослушивания мастер гитары сказал, что он обязательно должен показать парня другому признанному крестному отцу современной акустической американской гитарной музыки - Джону Фейхи. Последний, услышав игру юноши, признал наличие большого таланта и благословил идти по выбранному пути: его ждет яркое будущее. После этого случая прошло несколько лет, Майкл выпустил первый альбом SNOW на основанной им же студии, и теперь уже сам Фейхи призвал молодого музыканта "под свои знамена", предложив записать и выпустить альбом под его лейблом.
Майкл Гюлезян родился в 1957 году в Колорадо и уже с шести лет начал играть на акустической гитаре. Он не получил формального музыкального образования, хотя и брал уроки классической гитары. Первым и главным его учителем был отец, Арам Гюлезян, прекрасный исполнитель на уде, который одинаково хорошо знал и исполнял как народную армянскую музыку, так и музыку народов Ближнего Востока. Кроме того, он был крупным специалистом по египетской музыке. От отца Майкл узнал много полезного о культуре своего народа и других народов региона. Мать Майкла, прекрасно исполнявшая армянские народные песни на всех мероприятиях местной общины, тоже оказала влияние на сына - будущего музыканта. Ну а кроме того, Майкл увлекся еще и индийской культурой, и, естественно, его постоянно окружали кантри, рок, блюз, джаз. Вот почему в музыке, которую сегодня исполняет Майкл, легко расслышать влияние как легендарного Рави Шанкара, так и колосса блюза Роберта Джонсона, а кроме того, Битлз, саунда "Мотаун", Бобби Макферрина и Ральфа Таунера. Когда Майкл подрос, семья переехала в Аризону, а потом и произошла знаменитая встреча с Башо, утвердившая правильность выбранного пути.
Дебютный альбом Гюлезяна так понравился публике и издателям, что те приняли решение переиздать его с некоторыми изменениями на большой солидной студии Takoma, с которой и был заключен контракт на несколько новых альбомов. Последовали концерты на местной сцене, съемки на ТВ, пришла популярность. Но в 1985 году Takoma обанкротилась, в творчестве Майкла наступил некоторый застой. И в тот момент он решил порвать с музыкой и вернуться в Университет Аризоны, продолжить обучение премудростям экономики. Получив диплом с отличием специалиста по предпринимательству и маркетингу и проработав пару лет по специальности, Майкл почувствовал, что все же музыка тянет его сильнее, и в начале 90-х он вновь возвращается к творчеству. Он создает свою новую студию записи Timbreline Music, на которой записывает альбом Distant Memories & Dreams. Через два года в свет выходит его очередная работа The Dare of an Angel и, наконец, в 2001 году - Language of the Flame. Последняя работа Гюлезяна в звукозаписи - это альбом 2005 года Concert at St. Olaf College. С тех пор он предпочитает работать вживую и общаться со своими поклонниками в ходе живых концертов.
Он имеет твердую репутацию одного из самых серьезных и значимых артистов на гитарной сцене нашего времени. И, несмотря на то что коммерческая музыка захватывает все больше пространства, ему удается удерживать это место благодаря большому таланту, яркой индивидуальности и оригинальности.
Гюлезян играет более чем серьезную музыку, трудно поддающуюся описанию. Во-первых, он принадлежит к группе музыкантов, играющих в смешанной технике, во-вторых, композиции у него весьма драматичные, многочастные, с постоянной сменой ритма и темпа. В его исполнении и музыке (а играет он только собственные композиции) буквально поражают полная свобода мысли и полет фантазии. Музыка Гюлезяна не подпадает ни под один из известных жанров или стилей. Вы найдете в его композициях что-то и от Джона Маклафлина, и от Led Zeppelin, и от Сан Ра, и от Кита Джарретта. Он словно берет что-то ранее существовавшее, созданное до него в музыке, а затем, ломая все устоявшиеся формы и барьеры, перемешивает все составляющие, добавляет свое, не похожее ни на что, и создает абсолютно новое. Его темы имеют удивительную способность прорываться вперед, врезаться глубоко в душу и проникать в самое сердце слушателя.
За последние годы Майкл дал сотни концертов, выступал в клубах маленьких городов и в престижных залах столиц, давал мастер-классы и проводил семинары в музыкальных колледжах и университетах Америки. Его записи постоянно звучат на радио и телевидении. И наконец, он автор нескольких специализированных книг по технике игры на гитаре. Его манера игры, как и сама музыка, подняла современную гитарную соло-музыку на абсолютно новый уровень.
Майкл всегда и принципиально независим. Он не прибегает к помощи агентов, менеджеров и администраторов. Всеми своими делами, включая рекламу и общение с прессой, он занимается сам.
Профессиональные критики пишут: "Гюлезян своей музыкой с легкостью передвигается во времени и пространстве так, как великий французский композитор Эрик Сати мог только мечтать", "Музыка Гюлезяна превосходит все, что было предложено музыкальной индустрией до него", "Своей музыкой Гюлезян по праву занимает место среди наиболее великих акустических гитаристов-новаторов XX века" и, наконец, "Невероятный! Немыслимый! Потрясающий! Музыкант с другой планеты!" И это все о нем - о Майкле Гюлезяне.
Армен МАНУКЯН, "Голос Армении"