На этой неделе в парадном зале Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств состоялась защита дипломной картины Анастасии Бородиной, ученицы известного художника Юрия Калюты, посвящённая теме Геноцида армянского народа. На картине размером больше двух метров монах Армянской Апостольской Церкви приносит пред хачкарами гранат, как символ жизни. На одном из них написано «помню и требую».
Это определенно одна из немногих попыток художественного осмысления трагедии армянского народа русскими художниками. Работа Анастасии Бородиной резко контрастирует со сложившимися традициями живописи в самой Армении. Прежде всего, вместо богатой палитры цветов, используемой в классических работах Сарьяна и других известных армянских художников, здесь - скупость и лаконизм белого, черного и серого цветов вместе с редким «умением писать в среднем тоне». Гранат на картине горит, как сердце. При внимательном общении с произведением кажется негромко «звучит музыка – печальная и торжественная». Так отозвались о работе профессора и искусствоведы Академии.
Анастасия в последние годы совершила несколько путешествий по северной части Армении и была вдохновлена культурой и судьбой армянского народа. Материал для картины она собирала, в частности, на мемориальном кладбище Норатуса, где провела почти неделю, делая натурные эскизы хачкаров. В дополнении к работе на защите были представлены две картины меньшего размера с хачкаром и надгробиями с Норатуса.
В ходе защиты была особенно отмечена злободневность подобных произведений в условиях продолжающихся конфликтов и страданий людей, а также высказано восхищение тем, что поколение молодых художников обращается к по-настоящему серьезным и пронзительным темам, на которые у старшего поколения «поглощенного обыденностью» часто не хватает рвения.
В завершение можно сказать, что в ходе геноцида гибнут не только люди и материальные ценности, но, что не менее важно, уничтожается сложившийся веками уклад духовной жизни людей и их религиозная культура. Представленные на картине символы олицетворяют ещё и культурные ценности Армении, уничтоженные в годы величайшей трагедии армянского народа.