Вдруг наше государство или меценаты искусства найдут средства для приобретения картины "Улица кавказского города" и спустя 83 года после ее создания передадут в Дом-музей Варпета на хранение?
В век интернета возможности связи поистине впечатляющие. На прошлой неделе на мою электронную почту пришло письмо из далекой Новой Зеландии следующего содержания: "В нашей семье хранится картина Мартироса Сарьяна. Интересна ли она вам и какую цену вы можете за нее предложить". К письму прилагалась фотография картины. К своему величайшему удивлению, на фотографии я увидела известную мне в черно-белом изображении картину Сарьяна "Улица кавказского города", созданную им в Париже в 1927 году.
ЧУВСТВУЯ, ЧТО ВЛАДЕЛЕЦ КАРТИНЫ НЕ ОЧЕНЬ СВЕДУЩ В ТОМ, С ЧЕМ ИМЕЕТ ДЕЛО, я, сдерживая эмоции и не раскрывая кавычек, написала ему о нашей заинтересованности в приобретении картины и назвала предельно высокую цену, за которую музей мог бы ее приобрести. Но поняв, что картина имеет музейное значение, владелец обратился к известным аукционным домам, которые по достоинству оценили живописные качества работы Сарьяна, - 280 000 фунтов стерлингов, что сегодня составляет более $450 000 США. Такой поворот событий, конечно, вдохновил владельца, и он принял решение выставить картину на июньские торги. И если первая весть меня очень обрадовала, то вторая - полностью лишила надежды приобрести эту поистине уникальную картину для Дома-музея Сарьяна.
Парижский период (1926-1928) творчества Мартироса Сарьяна, пронизанный болью трагической гибели большинства созданных им в это время работ, будоражит наш интерес и не перестает удивлять все новыми подробностями
Что нам известно о судьбе этой картины? Как ей удалось избежать горькой участи других парижских работ Сарьяна, сгоревших в стамбульском порту в 1928 году в трюме корабля "Фрижи", следовавшего из Марселя в Батуми?
Она была выставлена на персональной выставке Сарьяна в Париже в 1928 году в Галерее Жирар в числе 36 других работ и значится в каталоге под N3 - Rue d'une ville caucasienne (Tiflis). Но после закрытия выставки ее не оказалось в числе работ, отправленных Сарьяном морским путем на родину. И слава Богу.
Еще в каталоге, составленном Рубеном Григорьевичем Дрампяном и изданном в 1960 году, было зафиксировано, что картина под названием "Улица кавказского города" находится в коллекции Тиграна Келекяна. Кстати, согласно тому же каталогу, в эту же частную коллекцию попала и другая работа парижского периода Сарьяна, созданная в том же 1927 году, "Натюрморт на голубом фоне". Почему-то оба эти факта не были учтены и во многих изданиях, включая каталог, вошедший в альбом "М. Сарьян. Живопись, акварель, графика, театральные оформления", опубликованный в издательстве "Аврора" в 1987 году. Эти работы были отмечены как сгоревшие.
СВОЙ КАТАЛОГ Р.Г.ДРАМПЯН СОСТАВИЛ НА ОСНОВАНИИ ТЕХ ДАННЫХ, КОТОРЫЕ ЕМУ ПРЕДОСТАВИЛ САМ САРЬЯН. Будучи очень аккуратным человеком, Варпет вел записи и фиксировал созданные им работы. В этом ему помогала супруга – Лусик Лазаревна. Стало быть, не было веских оснований считать эти две работы Сарьяна сгоревшими. Факт их существования стал очевиден и подтвержден в письме Сарьяна к Аршаку Чопаняну, впервые опубликованном нами в 2002 году, в котором он, в частности, писал: "В Париже, у Анны Будагян, я оставил пять картин, из которых одна уже продана, а четыре еще находятся у нее. А эти работы я оставил как раз в надежде на то, что кто-нибудь захочет их приобрести. Очень прошу Вас, договоритесь с господином Келекяном пойти к г-же Будагян и посмотреть эти картины. Две из них относятся к числу моих сильных работ – это 1/"Армянская деревня" и 2/ "Улица кавказского города". Есть еще "Жаркий день" и Nature morte, - дело вкуса". / 28 августа, 1928 год, Ереван. М. Сарьян/. Письма (1908-1928. том I, с. 506). Сегодня факт существования картины "Улица кавказского города" вселяет в нас надежду на то, что, возможно, скоро станет известно и местонахождение "Натюрморта". Что касается двух других работ, упомянутых в письме, то они уже давно получили свою постоянную прописку в Доме-музее Сарьяна, но под другими названиями -"Летний день" и "К роднику". Изменение авторских названий картин – это тема для отдельного разговора.
До сих пор о картине "Улица кавказского города" можно было судить по черно-белой фотографии, сделанной в Париже, и только сегодня, спустя 83 года после ее создания, мы наконец получили ее цветное изображение. Она великолепная по своей живописи и композиции. Как ее оценил сам Варпет, она является одной из его "сильных работ".
Понимая сложную экономическую ситуацию в Армении, мы все-таки надеемся на чудо. Вдруг наше государство или меценаты искусства найдут средства для приобретения этой уникальной картины Сарьяна и передадут ее на хранение в Дом-музей Сарьяна.
Рузан САРЬЯН, директор Дома-музея Мартироса Сарьяна