Публикуем статью чрезвычайного и полномочного посла, бывшего посла Республики Армения в Ватикане, Португалии и Суверенном мальтийском ордене, кандидата исторических наук Микаела Минасяна в «The Huffington Post»:
«Спустя 28 лет после выхода легендарной киноленты «Гражданин Кейн» об американской идентичности и самопознании на экранах в Советской Армении оказался фильм, который стал чудом не запрещенной экранизацией чудом не запрещенного романа молодого писателя Гранта Матевосяна, а ныне является классикой для каждого, кто говорит на армянском языке. Фильм повествует о жизни в Советской Армении и о том замкнутом мире, у которого свои неписаные законы. Он так и называется: «Мы и наши горы» (1969). И именно в тот год, а на дворе были 1960-ые, когда мир захлестнула волна технологических, цивилизационных и политических революций, двое пастухов в армянских горах рассуждают о том, сколько на земле важных стран. И приходят к заключению: «Мы, Америка ну и, наверное, Австрия».
Фильм «Мы и наши горы» помимо того, что является классикой, обобщает самые серьезные страхи нового поколения армян – не замыкаться в наших горах, не ограничиваться нашими знаниями и не иметь приблизительного представления о мире, сродни нашим предкам. Новое поколение армян желает шагать в ногу со временем и быть частью современного мира. А новое время, начиная с Гринвича, рождается в Европе. Вот откуда естественное стремление Армении и армян к Европе. Это естественный, логичный, здравый и рациональный выбор.
Для нас Европа является символом наших устремлений и окном для наших возможностей. Это окно открылось после распада СССР, и сейчас дело дошло до ратификации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (EU-Armenia Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement, CEPA), которое отражает все эти общие желания и амбиции, обобщенные в виде программ в этом документе.
У Армении имеются три первоочередные проблемы – безопасность, благосостояние и демография. Повестка отношений с Евросоюзом напрямую пересекается с нашими приоритетами. Последовательные реформы во внутренней жизни и становление демократических институтов являются предусловием для создания и укрепления более действенных гарантий нашей внутренней безопасности.
Обеспечение конкурентной экономической среды в Армении представляет собою окно, дающее местным производителям больший доступ на платежеспособный рынок ЕС, а стимулирование торговли служит источником благосостояния для наших граждан.
И несмотря на зигзаг замораживания и сближения политических отношений с Евросоюзом, ожидания граждан Армении куда более стабильны. Лаконично эти ожидания можно аккумулировать в концепте «еще большая доступность».
Еще большая доступность означает существенное упрощение участия студентов из нашей страны в европейских программах по обмену, максимально упрощенный порядок получения нашими гражданами въездных виз в страны-участницы ЕС или отсутствие в этом какой бы то ни было необходимости.
Наибольшая доступность заключается в том, чтобы из двух городов нашей страны в дневное время лоукостерами осуществлялись доступные авиарейсы в Европу. Это также возможность для куда большего числа армянских туристов посещать, знакомиться, познавать и открывать для себя Европу, возможность самим видеть и осязать все это и так далее. Доступность означает также возможность для любого предпринимателя реализовать свою продукцию на европейском рынке с высокой покупательной способностью, а для ученого, например, в сфере биохимии – проводить совместные исследования с европейскими коллегами. Тоже весьма просто, предельно логично. И это возможно.
В соответствии с требованиями граждан собирательные ожидания Армении чрезвычайно конкретны. Мы, конечно, развиваем торгово-экономические отношения с ЕС, пользуемся системой GSP+. Однако на пути представления «более близкой Европы» можем ожидать запуска именно в Армении производственных циклов крупнейших корпораций Европы, неизбежно заинтересованных рынком Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начиная с итальянской автомобилестроительной корпорации «Fiat», немецкого концерна «Siemens» и заканчивая промышленными гигантами Франции и т.д.
На пути представления «более близкой Европы» мы также можем ожидать, например, того, что ЕС сыграет непосредственную и решающую роль в деле строительства и запуска сверхсовременного экспресса Ереван-Тбилиси, который превратит Армению и Грузию в единую туристическую зону для Европы, резко повысив число посетителей. И опять все предельно ясно, очень логично. И это вполне возможно.
Между тем временами складывается впечатление, что клубок отношений Армения-ЕС затерян в коридорах неких официальных структур. Более того, порою эти отношения сводят к такому узкому, радикальному толкованию и содержанию, что вследствие этого в публичном восприятии в Армении происходит искажение всей концепции европейской цивилизации, европейских ценностей, вызывая недоумение широких слоев общественности.
Итоги последних выборов в Европарламент показали, что политические предпочтения обществ стран-членов ЕС существенно отличаются, посему каждодневная работа со всеми политическими элементами становится все более востребованной. Для эффективного сотрудничества с Евросоюзом подчеркнуто важным запросом становится последовательная и целенаправленная работа как на уровне всех органов данной структуры, так и с каждым государством в двустороннем формате.
В рамках взаимодействия Армения-ЕС должен осуществляться «перевод» наших общих ценностей в конкретные результаты, нацеленные на удовлетворение сегодняшних требований граждан. Такова диктуемая временем формула: ценности должны трансформироваться в осязаемый для людей, наглядный и измеряемый результат, а также в возможности.
С другой стороны, Европа – это не только донор, и не конечный пункт назначения. Армения также может стать привлекательной для Европы: речь идет не только о христианской идентичности или увеличении числа европейских туристов. Это также произведенные нами товары, наш созидательный людской ресурс, инновационное мышление.
В этом плане продолжающийся уже длительное время политический диалог должен перейти с уровня заявлений и документов в стадию принятия решений и обеспечения результатов. В противном случае европейское окно становится европейской мечтой – далекой и недоступной. Нельзя допускать, чтобы европейская повестка Армении оказалась под угрозой, поскольку она не фиктивная и не является политической игрой слов или приспособленчеством. Это честное и здоровое устремление. Посему более доступная Европа – это наш осознанный выбор, который может быть взаимовыгодным. И это возможно.
Армению и Европу объединяют в первую очередь ценности. Армения, Арцах и весь армянский народ были и остаются неотъемлемой частью европейской цивилизации, а также восточной границей Христианского мира.
Наш путь цивилизационный, сочетающий и север, и запад. Говоря о европейской ценностной системе, мы в основном подразумевали и подразумеваем как Запад, так и Север. И так сложилось исторически. А многие элементы европейской системы ценностей заново утверждались в Армении именно через северный канал, и это бесспорная истина. Для нас крайне важно, чтобы существующие между Западом и Севером условные разделительная линии были как можно скорее устранены либо по крайней мере сведены к минимуму.
На сегодня мы не ищем новой роли в Европе и в европейской жизни, мы должны переосмыслить нашу роль как одного из крепких столпов европейской цивилизации и ценностной системы. И для нас, и для наших партнеров должно быть однозначно: наша безопасность не является предметом торга, а ценности были и остаются неотъемлемой частью нашего вечного пути».
Panorama.am