Интересная закономерность наблюдается в "бархатном" государстве. Стоит народу обвинить почти годовалое правительство Пашиняна в непродуктивности правления, как тут же появляется группа защитников, заявляющих, мол, "дайте людям время, пусть работают - и увидите результат". Однако стоит какому-либо коллективу, организации и даже частной компании принести стране пользу, как появляется какой-нибудь умник, решающий сунуть палку в колеса идущей по пути прогресса работе.
НЕЧТО ПОДОБНОЕ произошло и с Национальным театром оперы и балета им. Ал. Спендиарова, коллектив которого вот уже несколько дней борется за свое право идти вперед с высоко поднятой головой, с развевающимся в разных странах мира государственным флагом Армении и с Константином Орбеляном в должности директора театра. Как известно, 28 марта театр сотрясло решение и.о. министра культуры РА Назени Гарибян освободить маэстро Орбеляна с должности директора этого самого крупного в стране очага культуры. Отметим, что в 2016 г. Орбелян был назначен на должность художественного руководителя Национального театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова, а в июле 2017 г. также на должность директора того же ГНКО. Именно совмещение двух должностей и пришлось не по нраву госпоже Гарибян, ухватившейся якобы за букву закона и решившей навести очередной порядок в очередном культурном центре "бархатного" королевства.
Более того, "белокурая Нази", как называют в театральных кругах и.о. главы Минкульта, решила прибавить перца к своему приказу и приписала Орбеляну еще одну должность - главного дирижера Оперного театра. Скажу несведущим, что эта должность уже несколько лет, как упразднена в этом очаге культуры: после Карена Дургаряна главных дирижеров в театре не было вообще. Возмущенный коллектив театра встал на защиту своего руководителя, за весь недолгий период работы которого в Оперном театре произошли серьезные перемены. В субботу, 30 марта, сотрудники театра созвали собрание, к которому присоединились руководители и артисты других театров, директора музеев, деятели культуры и науки Армении, композиторы, журналисты и просто поклонники оперного искусства из Армении и диаспоры. Прибывшая за день до этого на место устроенного ею же происшествия и.о. министра культуры умудрилась вменить еще пару смертных грехов Орбеляну: армянским не владеет, успехов не зарегистрировал, растратил 40 млн бюджетных драмов. Правда, Назени Гарибян в попытке смягчить ситуацию отметила, что смотрела в Москве орбеляновскую постановку балета "Карине"! и, услышав громогласное "Гаяне" из уст сопрано, теноров, баритонов и басов театра, не простила коллективу и сей смертный грех.
"НАЗЕНИ ГАРИБЯН вменяет в вину Орбеляну, что он периодически отсутствует из страны, но она не в курсе, что маэстро выезжает для того, чтобы наладить контакты, устроить гастроли и осуществить премьеры, - заметил дирижер театра Арутюн Арзуманян. - Орбелян на самом деле работает на одном (директор) с половиной (худрук) штатах, а его невладение армянским языком вовсе не мешает коллективу: при армяноязычных руководителях мы нередко еще глубже втягивались в болото, из которого Орбелян уже вытащил коллектив. За время его руководства мы выступили на исторической сцене Большого театра в Москве, дали 6 спектаклей в Дубае и плюс 2 гала-концерта на открытии Оперного театра в Кувейте, причем если раньше мы гастролировали самым минимальным составом артистов и музыкантов, то благодаря Орбеляну мы начали выезжать в количестве 250 человек. 40 миллионов драмов, о которых говорит Назени Гарибян, еле хватает на годичную зарплату 600 сотрудников театра. Гастролируем же мы, опять благодаря Орбеляну, на средства приглашающей стороны. Более того, премьера балета "Чиполлино", за который Константин Орбелян и коллектив театра на днях были удостоены высшей театральной премии страны "Артавазд", удалось осуществить и благодаря личным средствам нашего маэстро".
Арутюн Арзуманян подчеркнул, что Назени Гарибян не в курсе затрат, которые требуются для осуществления премьерных спектаклей в Оперном театре, как она не в курсе и того, что для Театра им. Соса Саркисяна должно было быть построено новое здание, и многих других вопросов отечественной культуры.
По итогам собрания коллектив театра составил петицию и решил обратиться с твердой просьбой к премьер-министру Армении Николу Пашиняну: 1) посчитать недействительным приказ и.о. министра культуры РА об увольнении директора Оперного театра К. Орбеляна; 2) освободить саму Назени Гарибян с поста и.о. министра культуры из-за неуважения, проявленного как к деятелям, так и к самой отечественной культуре, а также в связи с приказами и распоряжениями, противоречащими закону. Просьбу-требование было решено донести до премьера лично. И утром 1 апреля коллектив Оперного театра собрал митинг у здания правительства РА в защиту Константина Орбеляна. Свое требование главе государства спендиаровцы преподнесли, как и подобает артистам: спустя час после митинга хор театра заполнил своим голосом всю площадь Республики. Митингующие, исполнив куплеты Ор-Ора из оперетты "Леблебиджи" ("Карине") Т. Чухаджяна, решили донести свой голос до премьера, который к тому времени согласился принять небольшую делегацию Оперного театра.
"ТОЛЬКО ЗА последние полгода мы представили на суд зрителей 5 премьер, что уже говорит о многом в плане достижений нашего театра за время руководства Константина Орбеляна, - заметил тенор Липарит Аветисян. - Оперный театр - большой локомотив, который нелегко было сдвинуть с места долгие годы. Но Орбелян сдвинул, и сейчас наш локомотив идет в верном направлении, и мешать его ходу нет необходимости. Большая часть творческого коллектива за продолжение работы с Орбеляном. Что касается второй части нашего требования, то Назени Гарибян действительно должна покинуть министерское кресло. За весь период работы в ведомстве она ни разу не бывала на наших премьерах, не знает ни артистов, ни режиссеров, ни репертуара театра. Более того, она заявила, что ей вовсе не нужно знакомиться с коллективом. Выходит, что она не принимает нас, значит, и мы не принимаем ни ее саму, ни ее решений".
На некомпетентность Назени Гарибян, находящейся вне культуры "бай дефолт", указали не только сотрудники Оперного театра, но и представители других творческих коллективов. Известный актер и режиссер Виген Степанян выразился образно и весьма доступно: "Гарибян в качестве министра культуры - то же самое, как если бы меня назначили руководителем стоматологической клиники, кроме того, что во рту есть зубы, я о стоматологии ничего не знаю. Что требовать от главы культурного ведомства, если она даже не знает, что такое премия "Артавазд".
Баритон Давид Бабаянц отметил, если Орбеляну как худруку понадобится директор, то именно он должен найти профессионала, могущего со всей ответственностью нести на себе бремя этой должности и работать в гармонии как с худруком, так и со всем коллективом на благо развития спендиаровского театра и армянского оперного искусства.
"Благодаря Орбеляну в театре наметились серьезные положительные перемены, начиная от серьезных и частых премьер и гастролей и заканчивая профессиональным подходом к художественному оформлению спектаклей, декорациям и костюмам. Бывшие руководители не раз требовали, чтобы мы приходили на спектакли в своих персональных гражданских костюмах, Орбелян же добился того, что, например, в "Кармен", где некоторым артистам приходилось менять по три костюма за спектакль, мы имели необходимую сценическую одежду. Это мелочь, но мы были лишены ее долгие годы. В творческом плане много достижений, приведу лишь один пример: прекрасную постановку "Реквиема" Верди", в которой коллектив работал с максимальной самоотдачей благодаря заметным переменам и перспективам", - заметил Давид Бабаянц.
Бас Погос Беазбекян, а с ним и другие артисты подчеркнули, что сегодня закон, регулирующий в Армении культуру, нуждается в серьезных переменах, если он мешает развитию сферы. "Театр наконец-то воспрял, делает шаги к международной арене и узнаваемости благодаря таланту Орбеляна как музыканта, его менеджерским способностям и большим связям, и мешать процессу развития просто кощунственно", - сказал Погос Беазбекян.
ЧЕРЕЗ 2 ЧАСА после начала митинга делегация сотрудников Национального театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова вышла из здания правительства, заявив, что переговоры с Николом Пашиняном можно считать удовлетворительными: премьер сказал, что глава культурного ведомства иначе преподнесла ему ситуацию, попросил представить юридически подкрепленные аргументы против тех, которые изложила Н. Гарибян в своем приказе, гарантировал, что на должность директора Оперного театра пока никто не будет назначен и, если хотя бы одно из утверждений "товарища Назени" не будет соответствовать истине, ее ждет серьезное наказание. Воистину ответ в духе 1 апреля.
Магдалина Затикян, "Голос Армении"