Выдающийся мистик XXв. Георгий Иванович Гюрджиев, родившийся в Александрополе (ныне Гюмри) в 1880г., его учение "эзотерическое христианство", его многочисленные научные труды, основанный им в Фонтенбло под Парижем "Институт гармонического развития человека" оказали колоссальное воздействие на духовную культуру Запада: у искателя истины и смысла жизни немало последователей и исследователей, во всех уголках земного шара создаются гюрджиевские общества, центры и ассоциации, которые пытаются с помощью рекомендаций Георгия Гюрджиева организовать у себя психологическую реабилитацию и гармоническое развитие людей и общества, научными методами исследовать общечеловеческие задачи для разработки вариантов их решения.
Парадоксально, но факт: имя Георгия Гюрджиева, его научные труды более известны во всем мире, чем на его родине - в Армении...
В январе 1991г. в гюмрийский Дом-музей Меркулова поступило письмо из редакции лондонского издательства Element Books: в связи с тем, что издательство намерено опубликовать книгу, посвященную биографии Г.Гюрджиева, редакция просила сотрудников музея переслать фотографии и документы, относящиеся к его жизни и деятельности. В письме была выражена и вторая просьба редакции: "С учетом родственных связей между Георгием Гюрджиевым и Сергеем Меркуловым просим выслать нам фактические материалы, касающиеся и другого известного гюмрийца - С.Меркулова".
Реакция издательства на подробный ответ основателя гюрджиевского центра в Гюмри Аветика Мелик-Саргсяна задержалась на несколько лет: только в 1994г. Гюрджиевская ассоциация Великобритании ответила ему: "Есть ли в Армении что-нибудь такое, что имело бы непосредственное отношение к Георгию Гюрджиеву?"
Отчасти можно понять этот более чем странный вопрос, ведь наиболее полную и объективную информацию о начальном этапе жизненного пути Г.Гюрджиева могла предоставить миру лишь Армения, она же 70 лет была лишена этой возможности по идеологическим соображениям: Гюрджиев был философом-мистиком, а мистицизм в Советском Союзе считался "антинаучным мировоззрением, используемым западными идеологами для одурманивания народных масс". С другой стороны, поражает антинаучный метод исследований биографии Г.Гюрджиева, основанный на домыслах и догадках. Судите сами.
В энциклопедии "Мистики XX века", изданной в Москве, в разделе, посвященном Г.Гюрджиеву, сообщается, что он родился в 1873г. "в глуши", граничащей с Россией и Турцией; в биографической книге Джеймса Мори отмечено, что Гюрджиев родился в квартале каппадокийских греков Александрополя в январе 1866г.; в книге "Месье Гюрджиев" Луи Повела написано, что он родился в 1877г. Но, как ни странно, самые невероятные и ненаучные свидетельства по поводу даты и места рождения Г.Гюрджиева приводятся в трудах самого авторитетного на Западе гюрджиеведа Уолтера Дрисколи: "Г.И.Гюрджиев родился где-то между Грецией и Каспийским морем после 1860г. или до 1870г.".
За эти годы историку А.Мелик-Саргсяну удалось заполнить пробелы в гюрджиеведении, наглядно представить животворные корни, питающие научные воззрения великого мистика. В Государственном архиве Армении обнаружены гражданско-правовые записи, относящиеся к семье Г.Гюрджиева, в которых указывается и адрес проживания семьи. Так, в посемейном списке, составленном Александропольской городской управой 1 февраля 1907г., значится:
1. Гюрджиев Иван Иванович (отец, дата рождения указывается, грек, греко-православного вероисповедания).
2. Ева (мать, дата рождения не указывается, армянка, армяно-григорианского вероисповедания).
3. Сыновья: Георгий и Дмитрий (даты рождения указываются, греки, известно, что Г.Г. посещал греческую и армянскую церкви).
4. Дочь Софья (дата рождения не указывается: городская управа не фиксировала даты рождения женщин).
В том же посемейном списке сообщается, что семья Гюрджиевых проживает на Тихой улице 35-го квартала. Согласно генплану Александрополя, 35-й квартал - это греческая слободка, которая, кстати, упоминается и в книге Гюрджиева "Встречи с известными людьми".
Поиски Тихой улицы и дома Гюрджиевых оказались бы тщетными, если бы в государственном архиве не нашелся проект дома, составленный 30 мая 1902г. (в течение истекших 108 лет лучше всего сохранилось полуподвальное помещение здания).
По имеющимся источникам, Иван Гюрджиев был малоазиатским греком и его греческая фамилия писалась "Георгиадис". Известно, что Гюрджиевы бежали из Западной Армении в Восточную в 1877-1878гг. после русско-турецкой войны и, чтобы турецкие власти не чинили им препятствий, назвались "гюрджи" (на турецком языке это слово означает "грузин"). Данное обстоятельство позволило грузинским исследователям Гюрджиева утверждать, что он был грузином, а не греком или армянином. Удивляться тут не приходится, ведь нашим соседям свойственно присваивать себе чужое.
По поводу греческого происхождения семьи Гюрджиевых центру удалось выяснить, что в окрестностях грузинского озера Халки и в северных регионах Армении проживают армяне греко-православного происхождения, которых грузины называют "цат айер", так что вполне возможно, что и александропольские греки - Гюрджиевы, Меркуловы, Кафавовы, Анастасовы и т.д. тоже были армянами греко-православного вероисповедания. Эта гипотеза, по мнению историка А.Мелик-Саргсяна, нуждается в серьезном исследовании.
Георгий Гюрджиев в своих трудах и в книге "Встречи с известными людьми" с особой теплотой писал об Александрополе и его людях, о своем отце, доме на Тихой улице, друзьях детства и юности. А.Мелик-Саргсяном была найдена и могила отца Георгия Гюрджиева. После тщетных поисков Аветик обратился за помощью к сторожихе кладбища: да, есть могила ашуга Адаша, могильную плиту изготовил один из каменотесов города, но это было давно, да и каменотес уже 10 лет как живет в Ереване... Вдруг по невероятной случайности открывается дверь и входит тот мастер, о котором шла речь.
В своем завещании Георгий Гюрджиев просил своих учеников и братьев по духу найти в Ленинакане могилу отца, ашуга Адаша, расстрелянного турками в 1918г. и похороненного жителями города, и приписать на каменной плите следующие слова: "Я - это ты. Ты - это я. Мы оба - Его. Так пусть же все будет во имя человека". В 1972г., рассказал мастер, к нему подошли русоволосые бородатые мужчины и попросили выполнить срочный заказ, затем они огородили могилу железными решетками, помолились и ушли.
Иван Гюрджиев был ашугом, а это значит, что армянский, которым он владел в совершенстве и на котором сочинял свои песни, был его родным языком Ашуг Адаш был представителем новой ашугской школы, основателем которой и главным варпетом цеха "Братства ашугов" был Дживани. Надо сказать, что новая армянская ашугская школа отличалась от старой выдвижением острых общественно-социальных тем, чистотой литературного и музыкального языка, творческим освоением старых традиций и оригинальностью образного мышления. Все это, естественно, требовало специальной подготовки и глубоких знаний. Ашуг Адаш, как и его собратья по цеху, был любознательным и образованным человеком: был начитан, знаком с тонкостями армянской, восточной и европейской мифологии, владел несколькими восточными языками и сочинял на этих языках. По свидетельству Г.Гюрджиева, о Гильгамеше и Всемирном потопе он впервые услышал от отца.
Итак, на формирование личности Георгия Гюрджиева значительное влияние оказали общественная жизнь Александрополя, ашуг Адаш и творческое окружение отца. Духовное восприятие мира и чувство гармонии во всем стали катализатором поисков древних знаний, как писал он, "изучения утерянных и забытых источников". В столице средневековой Армении - в "городе тысячи и одной церкви" Ани в результате археологических раскопок Гюрджиев обнаружил рукописи "Братства сармунгов", написанные на грабаре. При тщательном изучении рукописей в Александрополе ему удалось выяснить, что "сармунг" - название известной эзотерической школы, основанной в Вавилоне за 2500 лет до Р.Х. В своей книге Merkhavat он дает значение слова "сармунг" на русском языке - "чистая вера".
В 1899г. Гюрджиев в Александрополе со своими друзьями и единомышленниками (археологи, филологи, музыканты и т.д.) создает Cоюз искателей истины. Фактически еще в начале XX в. в Шираке была заложена идея формирования общечеловеческого учения "эзотерическое христианство". Так начинался жизненный путь мыслителя, который затем поведет искателя истины в Египет, Переднюю Азию и Тибет (монастырь Шамбала).
Аветик Мелик-Саргсян (в 1980г. окончил истфак ЕГУ, с 1990г. занимается гюрджиеведением) рассказывает:
- Наш центр совместно с Гюрджиевским фондом Нью-Йорка, международной ассоциацией "Наследие Гюрджиева", членом которого является наш центр, итальянской группой Гюрджиева "Ла-Тека" по инициативе дочери Г.Гюрджиева Душки Говард (кстати, умершей в прошлом году) провел в Ереване и Гюмри шесть международных научных конференций и семинаров, посвященных жизни и деятельности Гюрджиева. В течение истекших 20 лет сделано немало: уточнены многие биографические данные Гюрджиева, с французской студией Pearl Films снят документальный фильм о Карсе, Эрзеруме и Ване, где жила семья Гюрджиевых, будет создан биографический фильм о Георгии Гюрджиеве, на стадии завершения его биографическая книга, охватывающая 27-летний период его жизни, в Российском государственном архиве фотодокументов в процессе поиска обнаружены оригиналы грамзаписей 1909-1910гг. исполнений ашугов и сазандаров Карса и Александрополя, - и все же тема "Гюрджиев и Армения" не исчерпана. Так, Гюрджиев был связан с политическими партиями "Арменакан" и "Дашнакцутюн": он и его друг Погосян в качестве посланников партии "Арменакан" и добровольцев Армянского комитета со специальным поручением были направлены в Муш и Курдистан, в 90-х годах в качестве делегата партии "Дашнакцутюн" Гюрджиев был в Швейцарии. Известно, что у Гюрджиева были дружеские связи с Андраником, что он был непримиримым критиком Геноцида 1915 года. Возможны его связи с Чаренцем, Исаакяном, Комитасом и Параджановым. И все эти версии находятся на стадии исследования...
Гражданин мира Георгий Гюрджиев умер 29 октября 1949г. и похоронен на кладбище Фонтенбло. В связи с возросшим интересом к Гюмри и гюмрийцам Армения может стать местом паломничества исследователей и последователей великого мистика. Вот почему назрела необходимость создания Дома-музея Гюрджиева.
Открытие Дома-музея планировалось еще в прошлом году в связи с 130-летием со дня рождения Георгия Гюрджиева, жизнь которого до недавних пор была окутана тайной и поэтому обросла легендами и домыслами. Сегодня уже известно, что первоисточником его исканий истины стал Александрополь, где он родился и прожил 27 лет.
Юрий АРУТЮНЯН, "Голос Армении"