Визит в Москву помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона вызвал массу комментариев, причем основное место в них занимала тема планируемого выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
.
ОТМЕТИМ, ЧТО НЕПОСРЕДСТВЕННО ДО ВИЗИТА БОЛТОНА АДМИНИСТРАЦИЯ США заявила о намерении выйти из ДРСМД, и данная тема была одной из ключевых в ходе переговоров помощника американского президента в Москве. В то же время причины визита Болтона в Россию на фоне нарастающего санкционного давления со стороны США явно не исчерпываются одной лишь тематикой ДРСМД, а могут быть тесно связаны с текущим этапом конкуренции между центрами силы.
Визит помощника президента США произошел на фоне фактической изоляции США. Вступив одновременно в торговые и политические конфликты с ЕС и Китаем, Вашингтон во многом оказался в одиночестве. В этих условиях ходы Вашингтона в направлении Москвы отражают стремление тем самым сбалансировать сложившуюся изоляцию, а также воздействовать на темпы сближения Москвы с конкурентами США.
Российско-американские контакты развиваются на фоне сохраняющегося российско-китайского сближения и фактического подключения Франции и Германии к российско-турецкому взаимодействию по сирийскому конфликту. В данной ситуации Вашингтон действует во многом в русле рекомендаций бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера.
По данным The Daily Beast, Киссинджер ранее советовал Трампу работать с Россией, чтобы сдерживать Китай. Согласно источникам издания, стратегия Киссинджера заключалась в том, чтобы США использовали бы более близкие отношения с Россией наряду с другими странами в регионе, чтобы "лишить маневра" "набирающий силу и влияние" Китай. Также в этом контексте с примечательным комментарием выступил и сам Болтон, уже после визита заявивший, что интересы Москвы и Пекина сходятся в какой-то мере, но фундаментально они не совпадают. При этом и само анонсированное решение о выходе из ДРСМД также может оказаться встроено в американо-китайское противостояние. Так, по некоторым признакам США нацелены не столько на полный подрыв договора, сколько на то, чтобы использовать тему выхода из ДРСМД в качестве средства давления для начала торга вокруг заключения новой сделки.
ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ВАШИНГТОНА В ДАННОМ СЛУЧАЕ ЯВЛЯЕТСЯ территориальное расширение соглашения и вовлечение в него Китая. Как президент США Дональд Трамп, так и представители его администрации неоднократно заявляли в последние недели, что ДРСМД должен охватывать не только Россию и США, но и Китай. По оценке некоторых западных СМИ, Вашингтон в данном контексте пытается нейтрализовать дальнейшее развитие ракетных технологий в Китае, новейшие ракетные комплексы которого оказывают все большее воздействие на баланс сил в Восточной Азии.
Аналогичным образом выход США из ДРСМД окажет воздействие и на отношения Москвы с европейским центром силы, создав еще одну проблему в сфере безопасности на европейском континенте. В случае запуска в результате подрыва соглашения новой гонки вооружений в сфере ракетных технологий средней и малой дальности основным полем нового противостояния неизбежно станет Европа, что в свою очередь резко затруднит налаживание отношений между ЕС и Россией. Отметим, что на данный момент из союзников США наиболее жестко на намерение США выйти из договора отреагировали именно европейские страны.
В то же время у планируемого выхода США из ДРСМД есть и собственное измерение, не связанное непосредственно с конкуренцией Вашингтона с другими центрами силы. Подрыв ДРСМД отражает односторонний характер политики администрации Трампа, действующей без учета мнения своих партнеров. В этом отношении президентство Трампа является логическим продолжением двух сроков администрации Буша-младшего, которая, в свое время выйдя из Договора по ПРО, положила начало подрыву системы соглашений в сфере стратегической стабильности.
НА ДЕЙСТВИЯ ВАШИНГТОНА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ. В частности, администрация Трампа во многом выражает интересы военно-промышленного комплекса США, заинтересованного в увеличении прибыли за счет запуска новой гонки вооружений в результате подрыва ДРСМД. В целом же власти США в условиях ослабления американской экономической мощи продолжают делать ставку на свои военные возможности, подрывая соглашения, достигнутые в период биполярной конфронтации между СССР и США, и делая при этом все менее безопасной обстановку в мире.
Однако подобный курс, как и в период президентства Буша-младшего, чреват серьезными издержками в виде изоляции Вашингтона и сложностей в экономической сфере. Визит Болтона в Москву во многом стал попыткой компенсации этой очевидной изоляции, а также начала торга с Москвой по тематике ДРСМД.
Давид Арутюнов, "Голос Армении"