Интервью представителя инициативной группы политического движения «Сардарапат», кинорежиссера Тиграна Хзмаляна информагентству АрмИнфо.
- В канун рабочего визита президента Грузии в Армению Комитет интеллигенции в защиту Ваагна Чахаляна одним из членов которого Вы являетесь, направил открытое письмо президентам Армении и Грузии, в котором призвал немедленно освободить его. Вы действительно считаете, что выход лидера «Единого Джавахка» на свободу исходит из интересов властей Армении?
- Начнем с того, что Ваагн Чахалян, по моему глубочайшему убеждению, является политзаключенным. Если говорить о его судьбе с позиции властей Армении, то ситуация, откровенно говоря, далеко не радужная. Как член Комитета по защите политзаключенных и репрессированных в Армении я не могу ни на секунду забыть о том, что в самой Армении политзаключенных хватает. В то же время, не могу не заметить, что Чахаляна грузинским властям, собственно, сдали власти Армении, после того, как на него было совершено инспирированное нападение. К президентам же Армении и Грузии мы решили обратиться в связи с тем, что просто представился удобный момент в связи с приездом Михаила Саакашвили в Грузию. Еще до этого Комитет армянской интеллигенции в защиту Чахаляна, созданный еще в конце прошлого года, подготовил письмо к министру иностранных дел Армении, которое мы очень скоро передадим по назначению. С моей точки зрения наше письмо Налбандяну носит скорее формальный характер, являясь данью дипломатическому этикету. Мы ожидаем, что МИД, сделав круглые глаза, заявит о том, что Чахалян, дескать, является гражданином Грузии и МИД Армении неправомочен, заниматься его делом. Но при этом, хочу заметить, что Чахалян является лидером армян Джавахка, которые являются нашими соотечественниками. Поэтому было бы неплохо, если бы наше государство выполняло свои обязанности по защите наших соотечественников, вместо того, чтобы ограничиться призывами и лозунгами приезжать в Армению.
- Прошу прощения, но по существу Вы так и не ответили на мой вопрос…
- Вы задаете вопрос геополитического масштаба, поскольку мы прекрасно понимаем, что тут дело не только в Чахаляне и в его движении. Дело в принципиальной позиции Армении по Джавахку, которую озвучивать не берусь, поскольку помимо слов всегда есть дела. Сегодня ситуация в Джавахке весьма тревожна, даже учитывая то, что ситуация тревожна и в самой Армении. При этом, любой человек проезжающий по Джавахку понимает, что эти люди живут на своей исторической родине, не являются нацменьшинством, как их стараются представить власти Грузии и даже Армении. Армяне Джавахка являются коренным народом, что совершенно меняет ситуацию. Соответственно, они мыслят по-армянски, чувствуют себя армянами. В этой ситуации власти Грузии упорно стремятся отучить джавахкцев мыслить, говорить по-армянски. Власти же Армении, ставя превыше всего экономические интересы, избегает проблем с Грузией. На наш взгляд, разменивать судьбу людей на экономические преференции не только безнравственно в моральном, но и губительно в политическом отношении. Мы убеждены, что вовсе не Джавахк является источником проблем между Арменией и Грузией, наоборот, именно армянское население Джавахка является главной гарантией сохранения остаточного влияния Армении на Грузию. Достаточно представить Джавахк без армян, чтобы прийти к крайне неутешительным выводам для Армении. Поэтому нашей главной задачей является сохранение армян в Джавахке и сохранение Джавахка для армян, что является для Армении национальной задачей.
- На днях достаточно опытный политик - Ашот Манучарян, отметив наличие в Армении борьбы между англо-саксонской и российской ценностной системой, заметил, что эта борьба позволит мыслящей части армянского общества найти новые выходы из сложившейся тяжелой внутриполитической ситуации. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
- Противостояние между англо-саксонской и российской ценностной системой, прежде всего, идет в самой России, являясь главным образом российской проблемой. Речь идет, прежде всего, о проблеме истинно понятых национальных, человеческих ценностей, я даже не говорю о национальных интересах. Было бы страшной ошибкой, если бы мы стали искать свою национальную выгоду и интересы в борьбе за влияние над нами между США и Россией Востоком и Западом. Хотя, к счастью или несчастью в регионе существует не только западное или российское влияние, также просматриваются отчетливые интересы Китая и Ирана. Кстати, эти интересы очень четко проявляются и в Джавахке, которым, не рекламируя своего внимания, занимается и Китай. Наши национальные ценности и интересы должны строиться на политике центризма, выраженной в приоритете армянских ценностей и интересов над иными ценностями. Многие, к сожалению, часто путают политику с основополагающими, человеческими, национальными ценностями, смешивая все это с политической конъюнктурой и проституцией. Убежден, что дипломатия любого государства – это крайний национализм замаскированный дипломатическим этикетом, поскольку любая дипломатия строится на приоритете крайнего национализма. При этом, у Армении, несомненно, есть стратегические интересы, отчетливо совпадающие с интересами России в регионе. Мы также имеем общие с Западом человеческие ценности и соответственно, интересы. Армения вовсе не является форпостом России в регионе, как это представляется многим, Армения – это форпост европейской цивилизации и это далеко не одно и то же. Поэтому, Армения не должна себя видеть исключительно в военных и экономических союзах, поскольку, хотим мы того или нет, у нас есть своя роль и миссия в этом мире. Соответственно, если мы по примеру некоторых могучих цивилизаций: Рима, Византии, Древней Греции, которые рухнули, перестанем выполнять эту миссию, то мы просто исчезнем с мировой арены.
- А в чем состоит миссия армян?
- Это отдельный и довольно обширный гуманитарный вопрос. В армянском переводе Библии армяне называются сыновьями Торгома. Это имя, которое сохранилось в армянском, арабском, русском и ряде других языков в виде слова «таргманич» - то есть переводчик. Это слова и являются словами, описывающими миссию армян, являющихся нацией переводчиков. Причем, не столько переводчиками в лингвистическом плане, сколько переводчиками между цивилизациями, между Востоком и Западом, Севером и Югом. Таким образом, это наша миссия, миссия нашей культуры, литературы, истории, архитектуры, армянской поэзии, торговли и политики. Поэтому мы не должны быть форпостами, мы должны быть переводчиками и мостами. Если мы осознаем эту миссию, то много проблем, кажущихся нам неразрешимыми, и много союзов, которые кажутся нам противоречивыми, на самом деле таковыми не окажутся. Главное понимать свою миссию и историческую ответственность.
- Немного приземлим наш разговор. Хотелось бы узнать Ваше мнение о противостоянии между коалиционными республиканцами и «Процветающей Арменией».
- Честно говоря, ни ту, ни другую группировку партиями я назвать не могу даже с натяжкой, так как они не отражают интересов общества. Это просто экономические группировки, наспех сформированные вокруг групп олигархов или даже одной личности. Мы все видели в новейшей истории, как такие партии создавались и разваливались в течение одной ночи. Поэтому серьезно относиться и говорить о них в политических терминах неправильно, поскольку эти группировки заняты исключительно защитой своих экономических интересов. В данном случае ППА и РПА защищают интересы 50 семей, собственно, владеющих национальным достоянием Армении. При этом, ради сохранения своего политического и экономического господства эти группировки создают какие-то квазипартии, для того чтобы показывать на Западе свою легитимность. Этим они никого и в первую очередь самих себя не обманывают, поскольку их интересы сводятся к экономической конкуренции, которая зачастую превращается в грызню, в свару. Временные же союзы или разногласия между ними никакого влияния на судьбу страны или государства не имеют.
- Вы упомянули квазипартии. Охарактеризуете деятельность руководителя Народной партии Тиграна Карапетяна в последнее время?
- Говоря о Тигране Карапетовиче, мы говорим не о нем, а о тех людях, которые идут по его призыву, хотя они могут идти и по призыву кого-то другого. Следует понимать, что этот феномен не статичен, он текуч. Поэтому Тигран Карапетян зависит от этих масс намного больше, чем они зависят от него. Мы не принимаем снобистских поз по отношению к этому человеку. Движение «Сардарапат» считает себя союзником всех тех, кто искренне стремится к изменению существующего режима.
- А Вы действительно считаете Карапетяна таковым?
- Сущность Карапетяна раскроет ход и логика его дальнейших действий. Мое же личное мнение некорректно, поскольку людям свойственно постоянно изменяться. Когда телеканал «АЛМ» стали закрывать и появились какие-то брожения, стало ясно, что у Карапетяна есть определенный шанс, и как он им воспользуется, покажет время.
- Какие наиболее важные вызовы и угрозы в отношении Армении Вы сегодня усматриваете?
- Как это странно не прозвучит для людей вне Армении, но главной угрозой для республики сейчас является не политическая, не экономическая и не идеологическая угроза. Все они главные по приоритетам, но по актуальности главной угрозой, как мне кажется, является угроза демографическая или миграция. Примечательно, что уезжают из Армении люди находящиеся в активном возрасте, что объясняется всеми вышеназванными причинами. Кстати, отток населения из Армении на этом этапе вызван даже не социально-экономическим положением, скорее причины кроются в психологии армян. Наша нация не может примириться с социальной несправедливостью, с тем, что они считают несправедливым. В первой половине 90-х, когда в тяжелых условиях находились все, уезжающих было меньше, чем сейчас, когда социальная сфера относительно благополучна. Власти Армении сегодня искусно использую внешнюю угрозу для того, чтобы подавлять социальные бунты, которые несмотря ни на что перманентно продолжаются. Недовольные и протестующие уличные торговцы, водители из Гюмри, беременные женщины, экологи, студенты – все это означает, что армянское общество находиться в состоянии брожения. Тем самым, нужно быть полным идиотом, чтобы заявить о том, что социальный бунт в Армении невозможен.
- Предпринимает ли «Сардарапат» какие-то шаги для того, чтобы привлечь Диаспору в Армению?
- Учитывая, что за последние 20 лет более миллиона граждан Армении перетекли в Диаспору, существенная часть Диаспоры, я не говорю о поколении бежавшем от Геноцида 1915 года, фактически даже не уезжала из Армении. Для того, чтобы это понять достаточно посмотреть на их блоги и комментарии, поскольку они свидетельствуют что эти люди живут нашей жизнью больше чем тамошние. Идея двухпалатного парламента отнюдь не нова, поскольку еще полгода назад мы об этом говорили. Это правильная мысль. Другое дело, что власти пытаются вылепить Диаспору по своему образу и подобию, иначе они просто не могут. Они берут взятки у армян приезжающих в Армению за их право основать в республике какое-то дело, выклянчивают подачки и т.д. Эта власть, которая умудрилась у человека калибра Керка Керкоряна – магната в области автомобилестроения, кинематографии и авиастроения, то есть трех китов, на которых стоит экономика США, выклянчить деньги на ремонт бордюров и замену асфальта. Эти сферы были выбраны лишь потому, что давали возможность присвоить половину предоставленных средств. К сожалению, интеллектуальный уровень властей Армении позволяет им ограничить отношения с Диаспорой вот такими идиотизмами. Однако мы надеемся, что нам удастся рано или поздно изменить уровень и содержание отношений с Диаспорой. У нас есть тесные контакты с нашими соотечественниками в разных точках мира, мы также внимательно отслеживаем деятельность Правительства Западной Армении в изгнании.
Давид Степанян