Деятельность и само наличие религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Армении продолжает оставаться предметом самых жарких споров, начиная от того, как ее именовать, по поводу прозелитизма этой организации, и кончая отказом ее членов от переливания крови и службы в армии. Справедливости ради следует отметить, что иеговисты породили подобные споры и проблемы не только в Армении, но и во всем цивилизованном мире, за исключением разве что США…
На сегодняшний день свыше 97% населения Армении составляют армяне, из которых подавляющее большинство, за небольшим исключением армян-католиков, является приверженцами Армянской Апостольской Церкви. Число православных, приверженцев Евангелистской церкви, молокан, пятидесятников, баптистов, свидетелей Иеговы, и прочих, составляет лишь очень небольшой процент. При этом большинство граждан республики относятся к носителям традиционных религий толерантно, чего нельзя сказать об их отношения к сектантам. Однако, это достаточно настороженное отношение граждан Армении к сектантству не помешало официально зарегистрироваться в Армении 64 сектам и более 100 неофициальным религиозным организациям. Всего в сектах состоит порядка 100 тысяч человек. Более того, члены религиозных организаций работают во всех государственных учреждениях. По данным Министерства юстиции Армении, официально зарегистрированная в Армении только в 2004 году после 15 предшествовавших этому отказов, организация «Свидетели Иеговы», еще в 80-х годах насчитывала 100 членов, в середине 90-х - 8 тысяч, а сегодня уже несколько десятков тысяч. Данные Минюста не могут вызывать удивления, учитывая, что любой иеговист активно занимается прозелитизмом или если можно так выразиться миссионерством.
Учитывая сложившееся в республике в целом негативное отношение к сектантам в целом, и иеговистам в частности, армянские и зарубежные правозащитные организации периодически предпринимают попытки переломить ситуацию. Одну из таких попыток предпринял 27 января председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян, призвавший армянские СМИ отказаться от выражения «секта» по отношению к религиозным меньшинствам, действующим на территории республики, обосновав это тем, что «секта» не является юридическим термином, а в христианском и мусульманском вероисповедании воспринимается как оскорбление и ярлык. В целом обеспокоенность человека, возглавляющего организацию, существующую исключительно на западные гранты, тем, как СМИ называют раскольников армянского общества, понятна. Однако, любому журналисту долгое время освещающему политическую тематику, понятно и другое. В небольшой стране с трехмиллионным населением, факт наличия граждан, управляемых из далекого нью-йоркского Бруклина и настырно предлагающих случайным прохожим журналы типа «Сторожевой башни» и «Пробудись!», не может не вызывать некоторых опасений и вопросов. Власти Армении вроде бы пытаются разрешить эти вопросы, посредством борьбы с сектантами на законодательном уровне, но соответствующий законопроект парламентом страны так и не был принят, что позволило одному из армянских блоггеров разместить в Сети по этому поводу следующее заявление: «Если в парламенте сидят язычники по натуре и адепты разных сект и течений по бизнесу, то чего ожидать от них нам!?».
В свою очередь в ответ на эту и так еле видимую и сомнительную борьбу Госдеп США в отчете за 2009 год подверг Армению форменной обструкции за осуществляемую, по мнению американцев, дискриминацию в отношении «свидетелей Иеговы». В частности, Госдеп раскритиковал правовое определение христианства в Армении как «веры в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя и принятия Святой Троицы», под которое никак не подпадают иеговисты. Также было упомянуто «распространение листовок и показ телефильмов с критикой и клеветой на свидетелей Иеговы, именование организации свидетелей Иеговы «сектой» в средствах массовой информации». В прошлом году Госдепартамент опубликовал доклад «О религиозных свободах 2010», в котором отмечается, что религиозные меньшинства время от времени становятся мишенью для Армянской Апостольской Церкви, представляющей их как врагов государства и помеху для воссоединения нации.
Примечательно, что в реальности вся деятельность ААЦ в этом направлении сводится к предложению, чтобы традиционные вероисповедания, имеющие вековое присутствие, разделили часть прав ААЦ и не ставились бы в правовом отношении в один разряд с сектами. Армянские священнослужители неоднократно обращались к Национальному собранию с просьбой, чтобы в Закон «О свободе совести и религиозных организациях» была введена трехступенчатая градация: Армянская церковь, традиционные вероисповедания и все остальные. Этим все «притеснения» ААЦ в отношении «свидетелей» собственно и ограничиваются. Однако, следует отметить и другую сторону медали, поскольку помимо иеговистов ААЦ активно критикует деятельность и других христианских религиозных организаций в Армении, придерживающихся основополагающих библейских постулатов, уж никак не идущих в разрез с вероучением ААЦ. К примеру, Церковь христиан веры евангельской, цель которой – вселить в людей христианскую мораль, уж никак не противоречащую истинам Библии, на которой основано, в том числе учение той же ААЦ. В принципе, данная организация призывает своих прихожан и общество быть патриотами, достойными гражданами своей страны, стремиться своим повседневным образом жизни показать преимущество истинного христианина – последователя веры, испокон веков, способствующей сохранению единства армянского народа. Фактически цель указанного религиозного течения сводится к тому же воспитанию молодежи в духе патриотизма, соответственно критика ААЦ в ее отношении вызывает, как минимум, недоумение, даже у непосвященного человека.
Для того, чтобы обеспокоенность ААЦ стала понятна для любого находящегося за пределами темы читателя, отдельным абзацем кратко опишем методы «работы» иеговистов. Свидетели приходят домой к незнакомым людям или же подходят на улице, предлагая изучить Святое Писание, тем самым напрямую занимаясь прозелитизмом. Сначала новоявленные миссионеры долго внушают потенциальному члену секты, что вскоре все должно измениться к лучшему, внушая ему надежду на счастливую и вечную жизнь. Потом изучение Библии мягко перетекает в изучение «Сторожевой Башни» и «Пробудитесь!» - журналов, являющихся главными идеологическими изданиями этой организации. При этом иеговисты интерпретируют текст Библии в соответствии со своими задачами, продиктованными их американским руководством, а через некоторое время Библия вообще подменяется изданием «Новый перевод Священных Писаний». Примечательно, что в реальности этот перевод имеет очень мало общего с Библией, поскольку в нем все основные догматы христианской веры сильно видоизменены. При этом на все возражения и сомнения потенциальной жертвы они с постоянной счастливой улыбкой на лице безапелляционно заявляют, что Истина - только и только то, что они проповедуют, все остальное от сатаны, мир вскоре погибнет, останутся лишь «Свидетели Иеговы». Таким образом, подменяя христианскую мораль сомнительными идеями, проповедуемыми их организацией в Бруклине, иеговисты утверждают, что сейчас не время для независимого мышления. Последователи этой секты используют Библию, чтобы вызвать у потенциального члена «Свидетелей Иеговы» доверие к ней, тем самым, выполнив свою задачу по формированию людей, не признающих свою национальность, ценности, культуру, подменив все это сектантским мышлением. При этом истинные цели этой организации продолжают оставаться рядовым иеговистам неизвестными. Нужно ли говорить после всего этого о том, какую опасность представляет эта организация для такой небольшой, окруженной врагами, страны как Армения.
Меж тем на днях глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр Амарян сообщил журналистам, что в течение одного лишь часа еще 24 молодых человека отказались от альтернативной воинской службы. Согласно, вступившему в 2004 году в силу Закону РА «Об альтернативной службе» в Армении действуют два типа альтернативной воинской службы: специальная государственная служба в вооруженных силах Армении, которую выбирают молокане, и альтернативная рабочая служба, проводимая не в вооруженных силах Армении. Если срок службы в ВС – 24 месяца, то срок альтернативной - 36 месяцев, а рабочей альтернативной службы уже 42 месяца. Более того, альтернативники по закону впоследствии не могут носить оружие, а также назначаться на высокие государственные должности. Однако, данный закон по сути не привнес ничего нового в сложившуюся ситуацию. Сразу же после его вступления в силу 22 свидетеля Иеговы были направлены в больницы и сиротские приюты в качестве обслуживающего персонала, однако уже через пять месяцев они отказались служить, обосновав это тем, что надзор над ними осуществляет Министерство обороны. После этого 15 человек были осуждены на 2-3-летние сроки заключения по обвинению в дезертирстве и оставлении места службы, однако, проведя в тюрьме около 7 месяцев, были выпущены на свободу. Еще 35 иеговистов были осуждены за уклонение от альтернативной воинской службы с 1 июля 2009 года по 1 июня 2010 года. Сегодня в уголовно-исправительных учреждениях находится порядка 76 иеговистов, отбывающих сроки за отказ от несения трудовой альтернативной службы на религиозном или идеологическом основании. В целом же, за годы независимости Армении за отказ служить в армии было осуждено 364 члена этой организации. Таким образом, обходя наличие закона об альтернативной службе, «свидетели» отказываются проходить ее, предпочитая тюремное заключение.
Учитывая, что за последние два года в Армении не было зафиксировано ни одного случая отправки на альтернативную воинскую или трудовую службу, можно прийти к логическому выводу, согласно которому процесс прохождения альтернативной службы в республике провалился. Однако в экспертном сообществе существует и другая точка зрения, согласно которой это происходит потому, что Армения практически не выполняет взятые на себя перед Советом Европы обязательства по внесению поправок в действующий закон «Об альтернативной службе». В 2007 году СЕ призвал армянские власти пересмотреть принятый в 2003 году закон, однако до сих пор никаких шагов в этом направлении предпринято не было. Закон не работает, его положения не соответствуют международным стандартам, посему и члены «Свидетелей Иеговы» предпочитают альтернативной службе отсидку в тюрьме.
Однако, деструктивная суть «Свидетелей Иеговы» не ограничивается одним лишь отказом от службы в Армянской армии. Под вывеской служения Иегове в республике происходят и преступления другого характера, в том числе предумышленные и непредумышленные убийства. Так 8 ноября прошлого года в городе Севан произошло зверское двойное убийство, совершенное 23-летним Арманом Торосяном, до смерти забившим своих родителей – 64-летнего Хачика Бабаяна и 57-летнюю Мариетту Торосян газовым баллоном. По заверениям соседей преступника, Торосян называвший себя Свидетелем Иеговы, в разгар ссоры с родителями кричал, что, убивая дьяволов, выполняет приказы Иеговы. Он также заявил полицейским, что убитые не являются ему родителями более того это две сатаны, которых он уничтожил по указу своего истинного отца - бога Иеговы…
Подводя итоги, следует отметить, что в силу сложившихся исторических обстоятельств, борьба армянского народа за сохранение своей веры приобрела характер борьбы за сохранение национальной идентичности, а Армянская Апостольская Церковь в условиях многовекового отсутствия государственности была важнейшим национальным объединяющим институтом. Именно отсюда и исходит особое отношение армянского народа к ААЦ как к символу единения армян всего мира. Угроза сохранению армянской идентичности и нации жива и сегодня, лучшим доказательством чему служат воинственные и кровожадные заявления пожизненного главы соседнего государства. Немалую роль в этих угрозах занимает и Турция не только не признающая факт Геноцида армян в 1915-1923 гг, но и призывающая карабахских армян «вернуть оккупированные территории». При этом, в самом Азербайджане свидетели Иеговы подвергаются административному преследованию, за призывы к молодым азербайджанским иеговистам отказываться от службы в армии. Именно поэтому не желающие служить в армии, спасать своих детей от смерти посредством переливания крови, убивающие родителей и уничтожающие христианские святыни, армянские последователи «Свидетелей Иеговы», простите, но уж никак не вписываются в многовековую борьбу армянского народа за самосохранение. И властям Армении, несмотря на их тяготение к Западу и западным льготным кредитам, в этом контексте, все же рано или поздно, но придется «пробудиться» и сделать из этого определенные выводы. Главное, чтобы это не произошло слишком поздно.
Давид Степанян, http://www.arminfo.am