Любимый армянами Андрей Битов говорил, что язык - это океан, он не требует реформ, потому что живёт по своим законам самоочищения. Совсем другое - человеческое общество, впрочем, аналогии из природного мира здесь тоже уместны, ведь если в обществе есть люди, похожие на куски торфа, брошенные в мутную воду, то есть надежда на обновление.
Сегодня происходящее в Армении требует дистилляции, слишком много смесей, информационных шумов, по сути общественное мнение превратилось в какофонию. Обыватель в день из медиа и социальных сетей при желании может поглотить полсотни мнений - экспертных, холодных и рассудочных здесь будет не так много.
Самое опасное не то, что блогосфера превратилась в зону турбулентности, где можно солгать, оскорбить оппонента, стравить вчерашних друзей, а то, что так создана болезнетворная среда, в которой воспитывается молодое поколение. Мы можем заметить совсем не типичную для армянского общества ситуацию, когда из общественного мнения практически удалились те деятели искусства, науки, кто призван быть духовным отцом нации.
Ориентира нет, нет разграничения между черным и белым, что может понять ребенок или молодой человек, видя с какой скоростью могут девальвироваться смыслы, репутации, судьбы?
Психологи учат тому, что если младенца поместить в белую, стерильную комнату, он вырастет неполноценным, но каким он может вырасти в захламленной, загроможденной комнате, как ему сформировать собственную картину мира?
В эти месяцы в информационном поле стали стремительно падать в рейтинге культурологические, искусствоведческие, исторические материалы, многие СМИ начинают набирать рейтинги, просто вставив в свой ресурс кнопку как для собак Павлова. В контенте мешается решительно все, и неистребимый бюст Ким, и банки Манвела, и красные флажки для коррупционеров и временами грустная улыбка Фрунзика Мкртчяна. Как дать «глотателю» уже не пустот, а ежесекундно меняющей свои очертания клиповой реальности, где как уверяют оптимисты, наконец-то формируется армянское государство, искомые им приоритеты?
Вывод один - прежде всего нужно прекратить пропускать в себя этот разнородный поток, выключить шизофренический накал в своей голове и найти личные интонации на понижение. Обратиться к тем ценностям, которые прошли проверку веками, сходить в национальную галерею и постоять у картин Суренянца, перечитать «Оранжевый табун» Гранта Матевосяна, уехать в далёкий монастырь.
К сожалению, армянская община России уже давно демонстрирует желание формального статуирования. Происходит это похоже на опыт австралийского племени ахилпа, о нем пишет Мирча Элиаде. Оно передвигалось и ставило священный переносной столб axis mundi, он был там, где был новый центр их мира.
Возможно, вызову гнев духоборцев, но очень часто в регионах так «метят» свое пространство по сути священным хачкаром. Приглашая туда губернатора, общинников, российских чиновников. Все это ценное и благое дело. Многочисленные хачкары, установленные в Якутии, Владимире и на Колыме, призваны показать деятельность армянских общественных организаций. Безусловно, она есть, ведь не зря якуты прыгают с армянами через костер в Терендез, но хочется понять другое: когда российско-армянское информационное поле наполнится другим контентом, показывающим живые взаимоотношения между организациями, конкретными людьми? Связи русских и армян начались ещё в Киевской Руси, продолжились в период Золотой Орды. Нужно показывать, как работали веками эти модели коммуникации, как, например, царь Николай Первый плыл по Волге на пароходе астраханского купца Яралова в 1836 году, и именно это путешествие привело к Ренессансу ряда волжских городов, прежде всего Казани.
Сломанные оптические приборы будут искривлять российско-армянское пространство до бесконечности, пока кто-то не возьмёт и не отрегулирует настройки. Кажется, пришло время аккумулировать все оценки и реакции на события в Армении и приступить к созданию новейших национальных романов, которыми будет зачитываться молодежь, и ее уже трудно будет смутить такой профанацией о том, что мальчики, герои Арцаха, совершают подвиги, так и не осмыслив их. Жанры прямого включения из дворцов, баров и карточных столов желательно тоже истребить из виртуальности как первой армянской реальности на сегодня.
Валерия Олюнина