В турецкой прессе не стихают споры по поводу того, можно ли считать армянами хемшилов - исламизированных амшенских армян, проживающих в черноморском регионе Турции. Этой теме посвящена публикация в газете «Миллиет», носящая название: «Могут ли армяне быть мусульманами? «Невинный» вопрос, которой может послужить причиной новых споров в нашем регионе». Ниже приводим полностью эту статью, а также комментарий к ней публициста Салтука Дениза на одном из турецких сайтов черноморского региона. Перевод с турецкого осуществлен Информационным Центром газеты армян России «Еркрамас».
******************************
«МОГУТ ЛИ АРМЯНЕ БЫТЬ МУСУЛЬМАНАМИ? «НЕВИННЫЙ» ВОПРОС, КОТОРОЙ МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ ПРИЧИНОЙ НОВЫХ СПОРОВ В НАШЕМ РЕГИОНЕ».
Хотя исповедующие мусульманство хемшилы говорят по-армянски, являются носителями элементов армянской культуры и традиций, в среде самих армян продолжаются споры о том, является ли христианское вероисповедание необходимым критерием принадлежности к армянской нации.
Одним из главных элементов армянской самоидентификации является христианство. Именно по этой причине возник вопрос о том, можно ли считать армянами хемшилов, которые являются носителями элементов армянской культуры и армянских традиций, но при этом исповедуют ислам. Книга Арама Аркуна, являющаяся первым серьезным трудом, посвященным хемшилам, вызвала споры в армянской среде. Согласно последним подсчетам, на сегодняшний день насчитывается всего около 150 тысяч хемшилов, проживающих в Турции, России, Грузии и в диаспорах во многих западных странах. В книге Аркуна под названием «Амшен. История, общество и национальная идентичность жителей северо-восточной Турции» речь идет о хемшилах, живущих в Турции. Согласно книге, в 790 году н.э. армянские князья Шапух и Амам Аматуни из оккупированной арабами Армении переселяются в находящийся под властью Византии Понт. Столица княжества Аматуни от имени князя Амама получает название Амамашен, а позже вся область начинает именоваться Амшен (тур. Хемшин).
История хемшилов
Сегодня хемшилы проживают в высокогорном округе Чамлыхемшин провинции Ризе.
В 1480-х годах Амшен переходит под власть Османской империи. В 16 веке власти начинают забирать детей из этой области. Исламизация Амшена относится к 1600-ым годам. Желая иметь равные со своими соседями лазами-мусульманами права и освободиться от уплаты подушного налога «джизья», которым облагались все немусульмане, хемшилы тоже принимают ислам. Первая в этой области мечеть была построена в 1640-ых годах.
В конце 19-го века многие религиозные ученые из Амшена становятся военными командирами. В эти годы хемшилы перестают с детства говорить по-армянски, однако армянский язык накладывает на их турецкую речь свой отпечаток, способствуя образованию нового диалекта турецкого языка. И сегодня в речи живущих в провинции Ризе хемшилов, которые говорят по-турецки, можно обнаружить армянские слова. Ардвинские же хемшилы говорят на языке «хомшецма», который является диалектом армянского языка. Во время войны за независимость Амшен, как и другие области Черноморья, поддерживает Ататюрка, но в первые годы после образования Турецкой Республики переходит в лагерь оппозиции.
В 1926 году совершается неудачное покушение на Ататюрка. Организатором этого покушения является хемшил Зия Хуршид. Кроме того, в книге говорится о том, что хемшилами являются также Месут Йылмаз и Мурат Крайалчын.
Различные мнения армян
Армяне высказывают по данной книге различные мнения. Некоторые из них не придают значения религии и считают хемшилов армянами, другие же называют их турками.
Некоторые люди высказывают мнение, что армянский народ существовал и до рождения Христа, и поэтому, будучи армянином, не обязательно исповедовать христианство.
Комментарий по поводу опубликованного материала.
Согласно сообщению иностранной службы газеты «Миллиет», вопрос заключается в том, могут ли считаться армянами говорящие по-армянски и являющиеся носителями армянских традиций хемшилы, если при этом они исповедуют ислам. Споры вокруг религиозной принадлежности армян могут послужить причиной возникновения новых споров, связанных с попыткой признания проживающими на территории Турции хемшилов армянами. В дальнейшем мы будем информировать вас об исследованиях, связанных с данной темой, о создании различных общественных организаций, а также о возможных попытках создания армянских организаций и обществ, занимающихся вопросами хемшилов.
Эта статья является напоминанием о том, что Черноморский регион может стать в Турции очагом новых конфликтов. Время покажет.
Мы публикуем этот материал, чтобы уже сегодня подготовить вас к возможному возникновению в будущем конфликтов и споров.
Салтук Дениз