В эти дни армянский народ вспоминает произошедшую 21 год назад трагедию в Баку. В городе, большая часть которого была построена армянскими строителями, особый, неповторимый колорит которому был придан армянскими зодчими, в эти дни происходили жесточайшие погромы и убийства армянского населения. Огромная толпа закавказских турок, состоявшая из многих десятков тысяч вернувшихся в первобытное состояние нелюдей, начиная с 13 января грабила и убивала, насиловала и сжигала армян… Только потому, что они были армянами.
Как бы ни было тяжело вспоминать об этих днях жертвам погромов, говорить об этом надо. Необходимо. И не только потому, что наше скорбное молчание создает для руководства Азербайджана возможность вопить и кричать на весь мир о вводе советских войск в «мирный» Баку и придумывать очередную черную дату в календаре. Говорить об этом надо, в первую очередь, в знак уважения к памяти сотен наших соотечественников, павших от топора в кровавой столице «толерантной» Азербайджанской республики. Да, как бы это кощунственно не звучало, но власть и государственная пропаганда незаконнорожденного Азербайджана именно так пытается представиться миру.
Нельзя промолчать и о том, что в страшной трагедии Баку до некоторой степени были виноваты и сами армянские жители города. Виноваты не в том, что родились армянами, а в том, что по-армянски наивно продолжали до конца верить в то, что соседи, которым они не раз протягивали руку помощи, чьих детей зачастую нянчили, учили читать и писать… так вот, армяне надеялись, что эти соседи не дадут их в обиду. Так до января 1990-го не поняли, что именно эти «соседи» помогали преступному руководству преступного образования держать их в заложниках.
Да, это необходимо понять и признать: армянское население Баку пребывало в заложниках у азербайджанских политиков. Ноябрь 1988 года, когда по всей Азербайджанской ССР прошли массовые организованные погромы армянского населения республики, наглядно продемонстрировал это. Можно возразить, что в ноябре 1988 погромы армян были и в Баку. Это действительно так, и не только в ноябре 1988, но и до самого января 1990, однако, необходимо признать, они худо-бедно пресекались, и значительная часть армянского населения города осталась там… В надежде, что государство и друзья-соседи защитят их.
Я это называю «армянской болезнью»: проецирование на других собственную мораль, понимание жизни, благородство, готовность оказать помощь близкому и не очень человеку. Бакинские армяне строили свои планы и лелеяли надежду на соседей так, словно это соседи были армянами с теми же благородными чувствами, что и они сами. Надеялись, будто во главе Азербайджана находились люди. Надеялись, словно потомок турка, громившего армян на протяжении всего 1905 года, а затем в 1918 году, мог измениться.
Баку – город трех армянских погромов и массовых убийств. И если в 1905 году армяне, ведомые славным Николом Думаном, еще смогли защититься, то в сентябре 1918 года, когда в город ворвались подразделения регулярной турецкой армии и «правительство» Азербайджана, силы оказались неравны, и турки закавказские совместно с турками османами со звериным наслаждением вырезали свыше 30 тысяч армян. А еще до этого они убили десятки тысяч армян в Нухи-Арешском регионе, в Утике, в Арцахе, в Ширване, Шемахе… В общей сложности в 1918 году на территории будущей Азербайджанской ССР было убито свыше 250 тысяч армян. Убили бы и больше, да Турцию вынудили покинуть Закавказье, а оставшиеся без «союзника» закавказские турки умением воевать никогда не отличались.
Армянам в Азербайджанской республике выпала доля раньше других христианских жителей этой республики взойти на возведенный турецким топором эшафот. Это должны осознать оставшиеся там христиане, убаюкивающие себя, как и армяне в свое время, что соседи и государство заступятся за них. Если, конечно, желают мирного будущего себе и своим детям. Ибо за пазухой у турка всегда находится любовно наточенный топор, и он готов применить этот топор не только во имя собственных человеконенавистнических чувств, но и во имя решения политических задач своих руководителей. Против возвышенных идеалов мировосприятия человечества у турка один «аргумент» - топор.
Нетерпимость турка к представителям иных национальностей и народностей зародилась и получила идеологически практическое обоснование в их кочевой истории: когда они безжалостно уничтожали соперника, пользующегося благами оазиса в степи. Возможно, как изящно выражается Ильхам Алиев, двум головам в одном котле не свариться, а один небольшой оазис не мог прокормить и напоить все страждущие и алчущие отары. Но турок сохранил в себе эту нетерпимость к «чужим», и психологически не готов их «терпеть». Захватив «оазис», турок, словно шакал, торопится отметить ареал своего проживания, даже если понимает, что это – временный стан. И горе слабому, оказавшемуся внутри помеченной турком территории. Ибо турок признает только силу.
Сотни армянских жизней, десятки тысяч поломанных судеб – трагедия января 1990 года в Баку долго еще будет оставаться незаживающей раной в наших сердцах, бередить нашу память. Но эта трагедия, как бы кощунственно это ни звучало, имеет и положительные стороны. Бакинская резня армян окончательно разделила нас с закавказскими турками. Отныне мы стоим с врагом лицом к лицу, и нам не придется беспокоиться за армян, живущих в тылу у врага. Отныне на пути турка к армянскому крестьянину находится Армянская Армия – единственный преданный и верный союзник армянского народа. Да, это наши дети, мы гордимся ими и беспокоимся за них. Но мы знаем точно: наши возмужавшие сыновья сторожат границу для того, чтобы наши пока еще маленькие дети, наш народ и наша страна имели гарантированное мирное будущее.
Армяне – не первый народ, изгнанный турком из своей колыбели (или уничтоженный в колыбели). Горькую чашу эту сполна испили практически все аборигенные народы Турции и Азербайджана. Однако природа создала нас слишком великими, чтобы мы могли стать эгоистами. Именно мы стали жертвой в Баку, именно наша кровь пролилась в этом городе, и именно нам предопределено предупредить остальных: у турка за пазухой топор.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"