Последние события в России вызывают тревогу не только у жителей этой страны. Рост преступлений, совершенных на почве национальной ненависти вызывает у проживающих там армян сильную реакцию, даже когда эта агрессия не направлена непосредственно на них, а на выходцев с Кавказа в целом. Армянская нация, не так давно испытавшая бакинские погромы и сумгаитские ужасы, возможно, ярче всех остальных понимает, чем все это может закончиться. О сложившейся в России ситуации ARMENIA Today беседует с политологом, публицистом, главным редактором журнала «Анив» Кареном Агекяном.
- Скидывается ощущение, что всплеск национализма в России больше всех сказывается на проживающих в этой стране армянах. Очевидно, что для большинства воинствующих ныне в России националистов, все южане на одно лицо, но, кажется никто - ни грузины, ни азербайджанцы, так не переживает по поводу беспорядков, как армяне. С чем это связанно?
- Все очень просто. Посмотрите, каким словом обозначают тех «черных», кого ненавидят, презирают и так далее. Весь этот «черный» интернационал, в том числе грузин, азербайджанцев, вплоть до товарищей из очень «дальнего зарубежья» обозначают, словом «хачи» или «хачики». Уверяю вас, что всякий футбольный фанат, всякий «патриот»-пэтэушник, который двух слов не сможет грамотно написать на русском языке, тем не менее прекрасно знает, что это уничижительное прозвище образовано от распространенного армянского имени. Поэтому мы имеем все основания считать, что ксенофобия направлена своим острием в первую очередь против армян. Среди жертв нападений «патриотов» за последние годы число представителей Северного Кавказа на порядок меньше, чем армян. Северокавказцев ненавидят, но боятся – боятся получить жесткий и даже жестокий отпор. Армян привыкли считать смирным «торговым» народом, есть ощущение, что армянин не может за себя постоять. Вы скажете, что перед нападением паспорт не спрашивают. Конечно. Но люди, способные нападать вдесятером на одного, чаще всего спинным мозгом чувствуют кто перед ними, насколько это будет для них безопасно. Кроме того, армяне больше, чем другие «хачи», стремятся интегрироваться в общество и просто-напросто чаще попадаются на глаза и под руку.
Приходится слышать, что мы, армяне, преувеличиваем внимание к себе – как в плохом смысле слова, так и в хорошем. И на самом деле не все разбираются в происхождении слова «хач». Никто социологических опросов на этот счет не проводил. Может быть, какая-то часть населения действительно не выделяет армян из массы «хачей», как «типичных представителей», давших имя всему сообществу. Но армяне-то все знают, правда? Пусть читатель представит, что имя его отца пишут на заборах, выкрикивают как бранное, оскорбительное слово. И какова цена человеку, который терпит это, свыкся к этим? Этот человек морально и психологически сломан. Тем более, если речь о ребенке, подростке, юноша, у которого под такой аккомпанемент происходит взросление, формирование личности. Этот человек как минимум потерял чувство собственного достоинства. И если даже он преуспевает в карьере, если его жизнь и общение происходят в той среде, где это слово произносится редко, ему все труднее обманывать себя, что оно в ходу только у маргинальных элементов.
- Интересен подкинутый российскими СМИ персонаж Левочка Арзуманян. Как Вы считаете, мог ли вместо него возникнуть, например, Гиви Абуладзе, или Аслан Мухаммедов?
- Думаю, нет. В первую очередь по той причине, о которой я уже сказал. Армян считают наиболее «слабым звеном», людьми больше других готовыми ассимилироваться, интегрироваться, людьми с более заниженной самооценкой, с меньшей преданностью Родине и т.д. Мы прекрасно знаем, как немало армян, стремясь оправдать свою эмиграцию, везде и всюду мазали Армению черной краской, когда их никто об этом не просил. Естественно, те, кто воображает себе некую «кавказскую» общность, «кавказскую» корпоративную поддержку и взаимопомощь, будут направлять первый удар именно против «слабых» армян, обвиняя их в провокациях, подвергая моральной атаке, заставляя оправдываться, навешивая на них все грехи, с конечной целью полностью изолировать.
Давайте будем честными, конечно, упомянутый Вами персонаж придуман как «козел отпущения». Но при том, что мишенями нациствующих патриотов с их «зигами» так часто оказываются армяне, удивит ли нас нацистское приветствие единичного армянина, оказавшегося в их рядах? Нет. Армянам в диаспоре более чем кому-то присуще желание нравиться, быть своими. Те, кто полностью ассимилировался, утерял уже все армянское кроме фамилии, все-таки чувствуют свое небольшое «несовершенство» и стремятся его «искупить». Не все, но многие болельщики «Спартака» известны своей агрессивной ксенофобией и, уж поверьте, для «братского армянского народа» они исключения не делают. Однако среди нескольких спартаковских болельщиков в той драке оказался один армянин. Еще более непонятно, почему в близких друзьях у армянского школьника в Москве – того самого, который пострадал от фанатов на Манежной – ходят азербайджанцы, представители народа, поголовно зомбированного армянофобией, совсем недавно «отличавшегося» беспримерными зверствами против армянского населения. Опять налицо желание быть своим, только теперь уже в сообществе «кавказцев», желание прислониться к некоей «кавказской» силе в отсутствие собственной.
- В своих статьях вы призывайте армян покинуть пределы России, отмечая, что «Смелость и готовность рисковать надо проявлять на своей земле», но как Вы считаете, готова ли Армения принять такое количество граждан?
- Было бы абсурдно призывать армян собирать чемоданы и покупать билеты. Надо готовиться к репатриации – это совсем другое дело. Проблема в том, что внутреннее напряжение в России будет сохраняться, оно вовсе не так пагубно для России как это некоторые представляют. После хаоса 90-х годов в России постепенно формируются два вполне предсказуемых идейно-политических вектора – имперский и этнически-русский. Нет необходимости доказывать, что они друг другу противоположны. Тем не менее, не следует думать, что такого рода противоположности обязательно приведут к катастрофе, разорвут страну. Эти два вектора могут быть успешно использованы и уже используются в качестве двух рычагов движения страны, повышающих ее «маневренность». Совершенно ясно, что РФ в имперском качестве будет иметь сильнейшую этнически-русскую доминанту, РФ в качестве государства русских будет иметь сильнейшую имперскую доминанту. При этом в первую очередь необходима консолидация русской нации. Для консолидации везде и во все времена использовали алармизм – нагнетание тревоги вокруг той или иной угрозы для страны, для общества. И очень часто внешнего врага при этом недостаточно, нужен еще и внутренний. В мирное время внешний враг – это абстракция. Попробуйте сейчас консолидировать русских против США, против американцев, если люди видят их только по телевизору. Все «заумные» истории о многовековой «Большой Игре» англо-саксонского мира против России людей особо не цепляют. Гораздо лучше, если врагов, «нечистых» человек видит каждый день в подъезде, во дворе, на улице. И еще один важный вопрос консолидации, который в России всегда стоял и стоит очень остро – необходимость тесного союза власти и народа, власти и патриотичной интеллигенции, когда они идут на взаимные компромиссы ради важного дела. Опять-таки «кавказцы» должны этому помочь. Поэтому они еще очень долго будут нужны именно в своем теперешнем качестве.
Все это вполне совместимо с демократией. Позволю себе процитировать заметку из своего блога: «На самом деле демократия - это власть большинства и ничего более. В этом состоит серьезнейшая проблема тех, кто находится в меньшинстве. (…) Когда демократия является органическим продуктом естественного развития общества, как через мирную эволюцию, так и через гражданскую борьбу, в обществе наряду с ценностями демократии постепенно вызревают некие другие ценности, которые позволяют каким-то образом в некоторой степени смягчать противоречие «большинство-меньшинство». Когда демократия внедряется по программе сверху (так же как, к примеру, компьютеризация или другие полезные технические достижения, без которых сложно обойтись), когда демократия рассматривается в качестве средства консолидировать сверху большинство в нацию, тогда это противоречие неизбежно обостряется. И никакими речами «давайте жить дружно» делу не поможешь». (конец автоцитаты)
Возвращаясь к необходимости подготовки репатриации. От сегодняшнего армянского государства и диаспорных организаций в их нынешнем виде ждать серьезной помощи не приходится. В Армении сейчас постепенно формируется гражданское общество, которое должно начать борьбу за большую социальную справедливость, более эффективную государственность. Нужно устанавливать и расширять контакты с собратьями в Армении, участвовать в общественных движениях, оказывать им разного рода поддержку, организовывать совместные проекты, переключать армянскую благотворительность в России с помпезных фестивалей-тусовок на подготовку репатриации – в частности, на создание небольших трудовых коллективов из будущих репатриантов, которые могли бы поэтапно перебираться в Армению. Одновременно надо вести активную работу и в самой Армении, готовить общественное мнение к тому, что возвращаться будут братья и сестры, что многим надо будет помочь освоить язык, терпимо отнестись к их культурным особенностям, поскольку человеческий ресурс для РА и НКР жизненно необходим. Конечно, гладко никакая репатриация не проходит, вернувшиеся не должны питать иллюзий, что кто-то предоставит им особо благоприятный режим за счет сегодняшних граждан. В любом случае, я думаю, что в ближайшие годы репатриация будет не «потоком», а «ручейком», который позволит в малом масштабе отработать многие возможные проблемы.
- Что грозит армянам муссируемый сценарий отделения Кавказа от России, и насколько реально такое отделение?
- Не думаю, что отделение Кавказа от России возможно. Этого никто не допустит.
- Есть ли альтернативы сегодняшним тенденциям в России?
- Очень важно избежать эмоциональных оценок, противопоставления «плохие-хорошие». Сегодняшние процессы в России с учетом предыстории совершенно неизбежны. Большинство русских воспринимают «россиянина», как новый вариант «советского человека». При этом плачевный опыт формирования «советского человека» является мощным аргументом против построения многоэтничной нации «россиян». Русские хотят в России быть официально «главными», иметь официальный приоритет. Эту тенденцию в обозримом будущем так же невозможно повернуть вспять как смену времен года. У части армян есть надежды на то, что их дети будут уже совершенно ассимилированными и смогут в этом смысле «не мозолить глаза». Но нельзя забывать о другой распространенной фобии – по отношению к тем, кто мимикрирует, сливается с большинством до неразличимости. Как только число их становится более или менее значимым, в обществе снова возникают представления о корпоративности и взаимной поддержке меньшинства – на этот раз о скрытой, тайной и поэтому особенно опасной корпоративности.
Сегодняшние тенденции – очень надолго. Поэтому к ним надо отнестись рационально и делать рациональные выводы, не тратя времени на возмущение, обиду или иллюзии, что все как-нибудь «рассосется».
Беседовал Александр Симонян
http://armtoday.info/