Этим как никогда знойным летом особенно остро встал вопрос восстановления лесных зон вокруг Еревана – от Монумента до Саритага, вокруг Цицернакаберда (где более половины деревьев засохли). В предвыборный период молодые члены партии «Выход» наперебой обещали обновить эти лесные массивы, но сейчас об этом никто не говорит. Сейчас деятели этой партии заняты переименованием улиц Еревана. Здесь нужно вспомнить скандальное переименование школы имени Горького в Ереване, где перед зданием стоит стела с головой Горького работы известного скульптора Гюрджяна. Горький, кроме того что является писателем мирового уровня (особенно его рассказы), был первым в России издателем Армянского сборника еще до Брюсова. Когда легендарный премьер Сингапура Ли Куан Ю хотел снести памятник английского генерал-губернатора, как символа колониализма, ему отсоветовали это, сказав: «Делом займись!». До сих пор этот памятник стоит в Сингапуре, который стал одной из самых развитых стран.
Хорошим примером для деревенских общин может служить пример Енокавана. Как и из других деревень, оттуда также многие жители уехали жить в разные страны. Родившийся и наладивший бизнес в России Чибухчян решил вернуться в родное село и заодно уговорил деревенских «внуков» (так в селах называют родившихся заграницей, чьи деды жили в данном селе), проживающих в разных странах, вернуться в село и там начать свой бизнес. В результате за несколько лет отток жителей из села прекратился, в этом году ожидается в селе принять 50000 туристов. Этих туристов в основном обслуживают жители села, они же снабжают туристов экологически чистыми продуктами.
Многие жители сел и маленьких городов, живущие ныне в разных странах, разбогатели. Но их помощь своим землякам в основном ограничивается строительством церквей. Если для диаспоры церковь очень необходима – она сплачивает народ, при церкви устраиваются воскресные школы, ансамбли народных танцев и т.д., то для сел и маленьких городов в самой Армении намного более важно открытие предприятий, чтобы жители имели работу, устройство гостевых домов в селах и малых городах. По примеру Енокавана, это приведет и к развитию сельского хозяйства, что необходимо для обслуживания туристов. Почти все туристы утверждают о высоких вкусовых качествах армянских овощей и фруктов, о вкусных блюдах армянской кухни. В этом смысле можно приветствовать гастрономические туры, которые начали уже проводить туроператоры. Очень полезным начинанием являются фестивали (толмы, шашлыка, пива и т.д.). К этому перечню можно было бы прибавить фестиваль «Хорову» (барашка или козленка подвешивают над тониром, снизу кладут казан с пловом из полбы). В народе хорову готовят в церковный праздник Святого Креста (Србхеч). Особенно это блюдо хорошо готовят в Армавирской области, там же можно устроить этот фестиваль, охватив несколько сел. Сам процесс изготовления хорову очень интересен для туристов, кроме того можно сопровождать мероприятие фольклорными концертами.
Сейчас особенно важна связь между диаспорой и Арменией. Основным направлением деятельности диаспоры должно быть не признание геноцида, а лоббизм в пользу Армении. Причем лоббизм должен быть не только политическим, но и экономическим: привлечение инвестиций, проведение бизнес-классов для бизнесменов в Армении. Диаспора может также заниматься организацией концертов в Армении, а также концертов наших исполнителей заграницей. Вместо строительства вилл в разных уголках мира, состоятельные армяне могли бы иметь дачи в живописных уголках Армении, что заставило бы их часто бывать в Армении.
Армении нужно развивать нормальные отношения, в основном взаимовыгодные, со многими странами. Конечно, в первую очередь с Россией. Посредством России Армения познакомилась с европейским образованием и культурой, что нельзя отрицать. У Армении сейчас хорошие отношения с Ираном, Европой, Америкой. Налаживаются отношения с Китаем. Интересно, что есть данные об армянах в Китае у иностранных авторов. Так, во второй части «Робинзона Крузо» говорится о встрече Робинзона Крузо с армянским купцом из Астрахани в Пекине, причем этот купец уже несколько раз побывал там. Другим свидетельством армянского присутствия в Китае является следующее высказывание епископа города Зейтуна (Цюаньчжоу) в письме за 1327 год: «Есть здесь большой город (в Китае), который на персидском языке называется Зайтоном, и в этом городе одна богатая армянская госпожа построила большую красивую церковь».
Армен Л. Гюльбудагян, доктор физико-математических наук