Взаимоотношения женщин и мужчин, определение их места и роли в обществе нашли отражение во всех религиях, при этом женщине отводилась далеко не последняя роль. О том, что в эпоху каменного века культ женщины был распространен на огромном пространстве от Пиренеев до Сибири и носил почти универсальный характер, свидетельствуют данные археологии и этнографии.
КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ У НАРОДОВ, СОХРАНИВШИХ ПЕРЕЖИТКИ НЕОЛИТА, и не только у них, мыслится как хозяйка Вселенной и одновременно как мать зверей и людей. У племени маори она именуется Пэпа-Мать-земля, у эвенков - Бугады, у индейцев - Шакти (Пракрити), у египтян Исида, у эллинов - Деметра, у карфагенян - Танит, у арамян - Анаит. Все перечисленные образы являются как бы ипостасями одной и той же богини-матери - животворящей силы Вселенной. Об этом рассказывает древнешумерская легенда, согласно которой творцом мироздания является женщина - богиня-мама, сотворившая по своему образу и подобию первого человека - женщину-луну. А от нее уже произошли все остальные люди.
Образ шумерской богини живо перекликается с персонажем древнегреческой мифологии - Геей, родившей даже небо - Уран, а потом и все живое. Культ великой матери приобрел особую популярность и в Древнем Риме, во II-III вв. она почиталась за нравственное совершенство и сострадание. В ее честь устраивался праздник - закрытый для мужчин, с участием девушек и матрон. Таким образом, богиня-мать воспринималась как возведенное в абсолют женское начало, которое было причиной мироздания и в то же время его управительницей. Исходя из этих представлений, регулировались взаимоотношения женщин и мужчин в обществе, где женщины, так же как в религии, играли далеко не последнюю роль. У некоторых народов в глубокой древности преимущественно женщинам принадлежали жреческие функции. Так, у северных индейцев заклинания совершались только женщинами, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина должен был облачаться в женский костюм. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин в их руках оказывалась и политическая власть. Женщины часто становились вождями.
К ЖЕНСКОМУ КУЛЬТУ ОКАЗАЛИСЬ НЕРАВНОДУШНЫМИ И МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ религии, в частности христианство и ислам. В христианских общинах женщины играли значительную роль, что свидетельствует о том, что первые христиане обращали свои призывы в равной степени и к мужчинам, и к женщинам. Среди первых уверовавших в Христа были и женщины, сопровождавшие Его из Галилеи в Иерусалим и присутствовавшие при его казни. Иисус Христос допускал к себе женщин наравне с другими учениками, некоторые из них "были исцелены Им от злых духов и болезней, как то Мария, называемая Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов, и Иоанна, жена Иродова приставника Хуза, Сусанна и многие другие, которые служили им от имений своих".
Женщины сопровождали Иисуса Христа на Голгофу, присутствовали при его распятии, готовили Его тело к погребению, они же стали и первыми вестницами Его чудесного Воскресения. Однако любопытно, что среди его ближайшего окружения - 12 апостолов все же нет ни одной представительницы женского пола. Тем не менее женщины играли большую роль и в пропаганде христианского учения.
Апостол Павел объявил равенство в христианстве мужчин и женщин. Он приветствует женщин в своих посланиях как своих сотрудниц, например, Прискиллу, Фиву, Евдотию и Синтихию, Апфию. Жена апостола Петра сопровождала его в миссионерских путешествиях, как, по-видимому, и жены других апостолов. Последние присутствовали на собрании христиан после вознесения, они же были вместе с учениками и в День сошествия Святого Духа (Деян. 1.11). В собраниях христиан женщины получали дары пророчества. Однако сказано: "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Разве от вас вышло Слово Божие? Или до вас одних достигло" (1 Кор. 14-34).
Позднее отношение к женщине стало более дифференцированным, что нашло свое отражение в поздних редакциях Священного Писания. Например, на Эфесском соборе 431 года всерьез обсуждался вопрос наличия души у женщины, на Маконском соборе 585 года пытались разобраться, можно ли применить слово homo (лат. человек) по отношению к женщине... Постепенно из всех остальных писаний, создававшихся с конца I и на протяжении II-III вв., епископы отобрали самые распространенные и наиболее соответствующие церковному учению, а все остальные стали называться апокрифами и в большинстве были уничтожены позднее. В период инквизиции многие женщины были как ведьмы сожжены на кострах.
СОГЛАСНО РАННИМ ВАРИАНТАМ БИБЛИИ, БОГ СОЗДАЛ МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ из праха земли одновременно, однако наиболее распространенной является версия сотворения женщины из ребра мужчины - Адама, сотворенного первым. Тем самым признается приоритетность мужского начала, что нашло свое отражение в следующих библейских постулатах: женщина зависит от мужчины, не имеет права разводиться; на церковных собраниях женщина должна держаться скромно, не снимая с головы покрывала (1.Корф. 11.4-11.5); женщина должна безмолвствовать, памятуя слова Господни, обращенные к первой жене: "Муж твой будет господствовать над тобой" (1. Корф. 14.34).
В Библии создан стереотип "добродетельной женщины", которая должна быть хранительницей семейного очага, надежной опорой мужу, вместе с тем быть покорной, гостеприимной, равной помощницей для всех членов семьи. В посланиях апостола Павла говорится: "Что не муж от жены, а жена от мужа, поскольку именно жена была создана для мужа, а не наоборот. Муж глава жене своей, как Христос - глава Церкви".
Аналогичный подход к женщине, женскому началу, как второстепенному, присутствует и в Коране. Здесь говорится, что первым человеком, созданным из праха, был Адам - мужчина, а супруга, имя которой писание даже не сохранило, была сотворена из его же плоти (сура 15, аят 26). Отсюда же, как и в христианском церковном учении, следует, что женщина зависит от мужчины; она не должна появляться на улице без покрывала, не должна разговаривать с мужчинами; не имеет права разводиться.
Таким образом, женщина ставится в зависимость от мужчины актом творения, так как сотворена из части тела мужчины, однако если углубиться в смысл этих высказываний и подробнее рассмотреть легенду создания женщины из ребра Адама, то можно сделать некоторые выводы о значении слова "ребро". Так, например, можно предположить, что речь идет о ребре не в анатомическом смысле, а как об одной из граней бытия, и женское начало только вместе с мужским началом может составлять целостность бытия, тем более что именно эта идея переплетения мужского и женского начал во имя создания новой жизни была основой почти для всех ранних верований, связанных с культом древа жизни.
Однако, исходя из церковных учений в средневековой христианской философии, продолжала развиваться идея вторичности женского начала, которое, согласно теории Филона Александрийского (I в. до н. э.), является чувственно-эмоциональной стороной бытия, противоположной рационально-активному мужскому началу. Эту теорию развили в дальнейшем А. Шпренгер и Г. Инститорис в известной книге "Молот ведьм" (1487 год) - настольной книге инквизиции. В ней авторы представляют "развернутую систему доказательств справедливости подавления и физического уничтожения женщин на основе их изначальной греховности", определяя конкретные признаки ведьмы практически в любой женщине.
ИЗ СКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ складывались довольно сложно и далеко не в пользу женщин. Равноправие женщин и мужчин наблюдается только в буддизме, где причиной всего сущего считается изначальный Будда и равное ему по значимости женское начало вселенской абсолютной мудрости - Лхамо. Что касается отношения самой религии к женщине, то можно отметить идею Будды, что "женщина наравне с мужчиной способна достичь духовного совершенства, т.е. нирваны".
Таким образом, если на раннем этапе формирования и развития религиозных воззрений женскому началу поклонялись как созидательной силе, причине мироздания, тем самым отводя ей первостепенную роль, то в более поздний период формирования общих религиозных норм и догматов роль женщины постепенно стала второстепенной. Из творца вселенной она превратилась в обыкновенное творение, сначала на равных правах с себе подобным творением - мужчиной, а в более поздний период стараниями духовенства оказалась подчинена последнему.
В заключение добавим, что современные научные исследования, нисколько не унижая роли женщины, все же обнаружили значительно больше биологических и психологических различий между полами, чем это предполагалось прежде. Достаточно сказать, что новые генетические признаки сначала возникают именно у мужчин и появляются у женщин лишь через несколько поколений. Женщины и мужчины более эффективны в разных видах деятельности. А ожесточенная борьба за равенство полов и эмансипация, право служить в морской пехоте, принимать решения в семье и брать на себя основную ответственность за близких вряд ли сделали женщин более привлекательными и счастливыми.
Лилит Асоян, "Мост" (приложение к газете "Голос Армении")