Да еще и жестоко. Бить их будут по всей территории Азербайджанской республики, но более и больнее всего – в Нахиджеване. Не подумайте только, что в Азербайджане есть такая традиция – бить сограждан дубинками. То есть традиция есть, но с сегодняшним избиением она не имеет никакого отношения. Сегодня в Азербайджане будут бить по политическим мотивам. Несмотря на то, что сегодня Ашура – большой религиозный праздник исповедующих шиитскую ветвь ислама мусульман. Вернее, именно по этой причине. Такая вот, нуждающаяся в пояснениях, причудливая (а для многих и болезненная) смесь ислама с религией.
Предчувствую, что наиболее любознательные читатели полезут в Википедию, прочтут там, что президент Азербайджана Ильхам Алиев исповедует «ислам шиитского толка» и вернутся к статье в недоумении: как же, мол, так, неужели шиит позволит бить шиитов? Или И.Алиев уже не контролирует ситуацию в возглавляемой им республике? Эти и другие возможные вопросы считаю излишними. Президент Азербайджана – слава аллаху – полностью контролирует ситуацию в республике, и сегодня бить его единоверцев будут с его же ведома. То есть по его указанию. И вовсе не потому, что папаша Ильхама наполовину курд – суннит, а на другую половину езид. И даже не потому, что мама президента Азербайджана была сунниткой на обе половины. Какая разница, что они исповедовали, если, начиная с 1993 года, официально именовали себя шиитами? Одним словом, как уже было сказано, мотивы сегодняшнего избиения закавказских турок – не религиозные.
Опять-таки предчувствую, что дотошный и назойливый читатель не поленится напомнить, что сегодня Ашура, и в этот день верующие шииты молятся и занимаются самоистязанием. И вполне возможно, что И.Алиев, будучи неофитом, способствует укреплению их веры. Как шах Исмаил Хатаи, который в каждую Ашуру приказывал убивать тысячи суннитов – закавказских турок. Пока не обратил почти всех выживших в шиизм. Но и эта аналогия неверна: у шаха Исмаила была светлая поэтическая душа, а у Ильхама Алиева – черная нефтяная. Причина сегодняшнего избиения закавказских турок, как я уже сказал, носит сугубо многовекторный политический характер. И каждый из них имеет для Азербайджана важное значение.
Вектор первый. Азербайджану необходимо продемонстрировать Израилю и США свое неприятие Ирана – несомненного лидера шиитского мира. Это тем более легче сделать, что тюркский Азербайджан в самом деле искренне ненавидит Иран, и даже ратует за всемирный экономический бойкот этого государства, в котором, кстати, проживает немалое количество тюркоязычного населения. Плохие и даже враждебные отношения с Ираном являются гарантией хороших отношений с Западом, и ради этого пряника Баку готов пожертвовать соплеменниками не только в Иране.
Вектор второй. В текущем году премьер-министр суннитской Турции впервые в истории примет участие в траурных мероприятиях Ашуры шиитского меньшинства государства, тем самым демонстрируя миру свою ориентацию на Восток. Учитывая, что в последнее время отношения некогда светской Турции с Израилем резко ухудшились и не выказывают тенденцию к улучшению, Азербайджан считает жизненно важным для себя делом постараться занять освободившуюся нишу. По крайней мере, это честнее, чем лобызание Алиева с Эрдоганом, к которому намыленный лидер Азербайджана, по его же собственному признанию, испытывает отвращение.
Вектор третий. Вся внешняя политика И.Алиева последних лет представляет собой неуклонный дрейф в сторону Запада. Вместе с тем, он понимает, что западный мир достаточно напуган экспансией ислама и вряд ли захочет принять в свое общество еще несколько миллионов исламских фанатиков. Это обстоятельство вынуждает президента Азербайджана не только стремиться к позиционированию своей республики в качестве светского государства, но и к демонстрации стремления построить действительно светское государство. Не случайно прямо накануне Ашуры министр образования Азербайджана М. Марданов запретил ношение хиджаба в учебных заведениях.
Вектор четвертый. Алиев считает важным условием укрепления собственной власти «выведение» населения Азербайджана из-под религиозного влияния Ирана. Шиизм – это православие ислама, и истинно верующие шииты склонны к духовному осмыслению жизни. Нужны ли такие люди Алиеву? Я уверен, что нет. И даже удивляюсь тому, что он приказывает лишь избивать их, а не уничтожать, как это принято в мире закавказских турок. Впрочем, кажется, именно это обстоятельство и удерживает Алиева от более привычных мер: он знает точно, турок никогда не был больше мусульманином, чем турком. Для турка религиозные обычаи и обряды всегда были менее значимыми, чем обычаи и обряды кочевых разбойников. Резать и рубить топором (в особенности, слабых и больных) турку привычнее, чем коленопреклоненно молиться Всевышнему.
Тем не менее, играть надо по правилам: око большого брата на Западе внимательно следит за происходящими в Азербайджане событиями. Указанное обстоятельство, а также приведенные выше векторы внешней политики Азербайджана, привели меня к убеждению, что сегодня в Азербайджане людей будут нещадно бить. Особенно в историческом Талыше, который Азербайджан обзывает своим «Южным регионом», и в Нахиджеване. Талышей будут бить в назидание Ирану, а жителей Нахиджевана – Турции. Могут слегка помять и жителей некоторых поселков Абшеронского полуострова – Нардаран, Бузовна, Сураханы – но по сравнению с событиями в Нахиджеване это будет выглядеть детскими шалостями.
Впрочем, давайте подождем новостей.
Сагател БАКВЕШИНЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"