VL.ru продолжает свою рубрику, в которой мы рассказываем вам о самых удивительных экспонатах, хранящихся в музеях, галереях и выставочных залах Владивостока. Ну кто бы мог подумать, что в фонде приморской "картинки" хранится подлинник самого Айвазовского, когда-то доставленный в наш город из Третьяковки?! Об этом — в рубрике "Назад в будущее"!
"Бриллиант" Айвазовского в достойной оправе — в Приморской государственной картинной галерее. Только рама этой картины, с великолепной лепниной, весит почти столько же, сколько и рояль. Являясь гармоничным продолжением шедеврального произведения, оригинальная рама, выполненная по заказу самого Ивана Константиновича Айвазовского, завершает целостный образ картины "Восход солнца на Чёрном море". О картине, выполненной маслом на холсте, и находящейся Приморской государственной картинной галереи рассказала заведующая научным отделом этой галереи, Наталья Андреевна Левданская.
— Картина попала к нам вместе с первыми экспонатами из Третьяковской галереи. "Восход солнца на Чёрном море" занимал центральное место в зале маринистики постоянной экспозиции. Сейчас, уже на протяжении пяти лет, в залы галереи находятся в состоянии ремонта, поэтому картина перемещена в фондохранилище. Поскольку это одно из самых крупных произведений в собрании ПГКГ (164х260 см), то занимает оно место в глубине стеллажа. Мало того, что сама картина огромная — вместе с рамой она больше трёх метров в ширину. Надо сказать, что рама заслуживает отдельного внимания.
— А что с этой рамой?
— Она шикарная. Родная, сделанная по заказу Айвазовского. В конце 1980х гг. Виктор Никонович Старовойтов, художник и реставратор, очень умело обращавшийся с лепниной, восстановил раму. Ведь она перевозилась вместе с картиной — сначала из Москвы в музей им. Арсеньева, оттуда на Партизанский проспект, а затем на Алеутскую. Естественно, она повредилась. Рама, можно сказать, также является произведением декоративно-прикладного искусства. Картину "Восход солнца на Чёрном море" можно сравнить с бриллиантом, обрамлённым достойной оправой.
- А как часто картину реставрируют? Ведь находясь в хранении, она испытывает на себе влияние внешней среды.
— В 1962 году она была реставрирована в Государственных научных реставрационных мастерских имени И. Э. Грабаря в Москве. Реставрация была очень хорошей. Но, безусловно, внешнее воздействие имеет место быть. Хранителям и реставраторам приходится постоянно заботиться о том, чтобы затянувшийся ремонт не сказался отрицательно на состоянии сохранности наших шедевров.
— Расскажите же подробнее об этой картине?
— Это большая марина (морской пейзаж). Характерное произведение Айвазовского. В ней чудесно написана волна. Все её переливы — и там, где она не освещена ещё солнцем, и там, где солнечный свет уже пронизывает её, делая почти прозрачной. Следует заметить, что у Айвазовского почти всегда присутствует сюжет, ему было интересно сочинить какую-нибудь историю. На этом полотне изображён сторожевой русский корабль, который курсирует в Чёрном море, охраняя границы России, а в лодке на переднем плане турецкие контрабандисты, которые выкрали армянских девушек и везут их через Чёрное море, чтобы продать в плен, в рабство туркам. Это целая драматическая история.
Как мы всегда говорили в экскурсии, в этой картине настолько светлый и лёгкий колорит, что ни у кого не остаётся сомнений в том, что история закончится благополучно. Это действительно один из самых замечательных шедевров нашей коллекции, в том плане, что картина доступна для любого, и чтобы понять её, не надо никакой специальной подготовки. Просто приходи, смотри, любуйся и наслаждайся этой живописью.
— Какую нишу эта картина занимает в творчестве И. К. Айвазовского? И на мировой арене?
— Сейчас Айвазовский на мировом рынке очень высоко ценится, продаётся за сотни тысяч долларов. Другое дело, что картин Айвазовского стало на рынке очень много, а это вызывает сомнения в их подлинности. Вообще, известно, что за свою жизнь Иван Константинович написал более шести тысяч полотен. Особенность творчества мастера в том, что он никогда не работал на пленэре, не писал море с натуры. Конечно, в течение всей жизни Айвазовский наблюдал морскую стихию, любовался ею, запоминал тонкие нюансы игры морских волн и света, но писал всегда в мастерской, потому что справедливо полагал, что нельзя запечатлеть бег волны и перенести его на холст. В родном городе творца, в Феодосии, находится самая богатая коллекция работ Айвазовского. Безусловно, эта галерея привлекает туристов, вносит свою лепту в процветание города, но и в бытовом отношении художник при жизни много сделал для Феодосии. Например, за его счёт был устроен городской водопровод.
А что касается нашего полотна, то в международных выставках оно не участвовало, потому что оно очень большое и практически неподъёмное. Но репродукции с картины хорошо известны. Все, кто бывал у нас до ремонта — дети и взрослые, горожане и гости — восхищались ею. Самое-то главное, чтобы наши зрители смогли вновь увидеть этот шедевр!
В июне 2011 года Приморской государственной картинной галерее исполняется 45 лет. Мы очень надеемся, что к тому времени у нас появится возможность вновь представить полотно Айвазовского нашим посетителям!
P.S. Увы, но даже сфотографировать эту картину нашему фотокорреспонденту пока не разрешили — настолько суровы условия хранения. Придется ждать 2011 года, чтобы насладиться живописью Мастера.
VL.ru