По стечению исторических обстоятельств лишь малая часть армянского народа сегодня проживает на своей родине, а большинство рассеяно по всем миру, составляя армянскую диаспору. Фактически, армянский народ сегментирован между армянами, проживающими в Армении и диаспоре. Диаспора, в свою очередь, не составляет единую, сплоченную целостность. Она раздроблена между обосновавшимися в разных странах и регионах армянами. Диаспора делится на разные пласты и по другим критериям (партийная принадлежность, вероисповедание и пр.).
Проживающие за рубежом армяне по своему мировоззрению, менталитету, системе ценностей и пр. определенным образом отличаются друг от друга, и эти различия все усугубляются. Само по себе это разнообразие не является отрицательным явлением. Наоборот, оно свидетельствует о богатстве и самобытности армянской культуры и цивилизации. Однако наряду с различиями, любой национальной общности необходимы также объединяющие факторы (идеи, принципы, ценности, программ и пр.). В противном случае вышеупомянутое разнообразие превратится в угрозу расчленения нации и ее ассимиляции в чуждой среде.
Об объединяющих армянство идеях
Принято считать, что до сих пор единственной идеей, объединяющей все армянство, было справедливое решение Ай-Дата. Консолидация всего армянства как единой целостности представляется только вокруг международного признания и осуждения Геноцида армян, восстановления армянской исторической родины. Положительной стороной этого обстоятельства, пожалуй, является то, что армянство считает задачей номер один справедливое решение Ай-Дата. Однако такой подход содержит также угрозу в том смысле, что существенно ограничивает единство армянства и даже основы идентичности, а также рамки деятельности, побуждая его к маргинализации (1). Следовательно, наряду со справедливым решением Армянского вопроса армянскому народу необходимы также объединяющие нацию идеи и принципы.
Почему стремление справедливо решить Ай-Дат является единственным объединяющим армянство фактором? На этот вопрос можно дать два ответа.
1. Как было отмечено выше, вопросы международного признания и осуждения Геноцида армян и Армянский вопрос рассматриваются армянством как задачи приоритетной важности, по сравнению с которыми другие проблемы вторичны и несущественны.
2. Помимо идеи справедливого решения Армянского вопроса, нет других, объединяющих армянство идей, программ, подходов. Иными словами, сегодня в духовно-информационной сфере есть нехватка объединяющих армянскую общественность идей – поведенческих принципов, видения будущего и так далее.
Если наличие второй причины хоть как-то образом аргументировалось в советские годы, то в условиях независимости она однозначно недопустима. В качестве объединяющего армянство принципа мы предлагаем идею государствоцентричности.
Сущность государствоцентричности
Государствоцентричность – это такая форма сознания, мировоззрения, при наличии которой государство воспринимается как высшая ценность, его интересы получают абсолютную приоритетность по отношению к другим приоритетам (личным, групповым, партийным и пр.). В основу государствоцентричного мышления заложен тот постулат, что благополучием государства обусловлено благополучие всего общества. Государство является залогом защиты интересов всех слоев и пластов общества, а также отдельных граждан. Следовательно, попрание государственных интересов означает попрание интересов всего населения, общества. В современном мире именно государство считается единственной реальной силой, обеспечивающей национальную безопасность. Сколько бы в современном мире ни предпринимались попытки умалить роль государства в жизни обществ, наций и народов, в 21-ом веке государства продолжают оставаться высшей формой самоорганизации обществ и осуществлять такие важные функции, как обеспечение военной безопасности, защита национальных интересов посредством внешней политики, способствование научно-техническом прогрессу, духовно-образовательному развитию, решению социальных проблем и пр. Даже сторонник мрачных или пессимистичных мнений относительно будущего государства, признают, что хотя бы в ближайшем столетии государства сохранятся, и даже самые романтичные глобалисты признают, что в 21-м веке национальные государства останутся главными субъектами международных отношений.
Государствоцентричность (иными словами также армяноцентричность) для армянского сообщества и Диаспоры в данном случае – не благозвучное, романтичное слово из жанра добрых пожеланий, а строго прагматичный принцип для обеспечения их существования и безопасности.
Государствоцентричность предполагает следующие принципы сознания и поведения частных лиц и общества в целом.
- Восприятие государства как высшей ценности, святыни. Государство, в первую очередь, рассматривается как духовная ценность. Оно отождествляется с родиной, считается выражением национальной идентичности. Наряду с государством, священными ценностями считаются также его независимость, суверенитет, целостность и пр.
- Приоритетность и высокое осознание государственных интересов. Государственные интересы являются сконцентрированным выражением интересов всех членов общества (2). Следовательно, при наличии этого принципа любой член общества, исходя из своих же интересов, глубоко осознает государственные интересы и придает им приоритетное значение.
- Высокое правовое сознание и законопослушность. Все члены общества знают о действующих в стране правовых нормах, знают свои права и обязанности и добросовестно выполняют их.
- Уважение к государственным учреждениям. Все члены общества питают уважение к органам государственного управления, чиновникам, судебным органам и другим государственным учреждениям.
В армянской действительности государствоцентричность предполагает восприятие общественностью Армении и Диаспорой родины (РА и НКР) как высшей национальной ценности по отношению к другим приоритетным ценностям. А способствование решению ее проблем становится общенациональной целью. Сегодня, помимо вопроса международного признания Геноцида, можно указать следующие задачи приоритетной важности:
1. Справедливое урегулирование Арцахского конфликта,
2. Научно-технологическое развитие РА и НКР,
3. Экономическое развитие и повышение жизненного уровня населения РА и НКР,
4. Преодоление демографического кризиса (пресечение эмиграции, репатриация),
5. Снятие блокады РА и НКР.
Предпосылки формирования государствоцентричности среди армянства
Республика Армении и Республика Арцах принадлежат к числу немногих государств, по своей сути соответствующих идеалу национального государства. Они имеют подчеркнуто национальный облик и по праву могут рассматриваться как принадлежащие армянскому народу государства как высшей формы самоорганизации армянского народа. Более того, РА и НКР сформировались на части армянской исторической родины и могут восприниматься как родина для всего армянства. Все это является серьезными предпосылками, чтобы у армянства мира сформировалось государствоцентричное мышление в отношении Республики Армения и Республики Арцах (3).
Для формирования государствоцентричного мышления армянства есть также другие серьезные предпосылки. Во-первых, самобытность армянской культуры настолько очевидна, что позволяет специалистам говорить о наличии самостоятельной (локальной) цивилизации. Эта самобытность проявляется в армянской генеалогии, своеобразности языка, письменности, религии, архитектуры, танцевальном искусстве и пр. Именно для народов, имеющих такую самобытную культуру (в широком смысле – четкую национальную идентичность) наиболее вероятно государствоцентричное мышление в отношении национального государства.
Следующая важная предпосылка – постоянное, перманентное существование армянской государственности. В условиях потери независимого государства наш народ сохранил свою государственность, столпами которой были Армянская Апостольская церковь, армянские власти, городские автономии, вооруженные силы, регулирующие общественные отношения правовые (4) и иные нормы и пр. О перманентности армянской государственности свидетельствуют также наделенные государственным мышлением национальные деятели, которые, будучи даже в противостоящих идеологических лагерях, действовали в интересах нации и государства. В качестве примера можно указать Гарегина Нжде и Александра Мясникяна, имеющих неоценимый вклад в становление нынешней Армении, хотя они находились в разных политических лагерях. Благодаря Гарегину Нжде Сюник остался неотъемлемой частью Армении (5). А Александр Мясникян консолидировал в Армении способные силы армянства, заложив основы взлета нашей страны.
Вместе с тем сегодня государствоцентричность в отношении РА не имеет глубоких корней среди армянства. Речь идет не только об армянстве диаспоры, но и о населении самой Армении. Это выражается в массовых беззакониях, неуважительном отношении к государственным институтам, в том, что личные, групповые, партийные и иные интересы ставятся превыше государственных.
Для укоренения государствоцентричного мышления у армянства необходимы два условия:
1. Необходимо развернуть серьезные образовательно-воспитательные работы в этом направлении. Еще в дошкольных учреждениях, школах необходимо зачать у детей государствоцентричное мышление. Научные и образовательно-воспитательные учреждения, СМИ, общественные организации, политические партии в Армении и Диаспоре должны приложить большие усилия для укоренения государствоцентричности у армянства.
2. Государство действительно должно выступить выразителем и защитником всего народа. Государственное управление, разработка и осуществление политики должны исходить из интересов всего армянства. Без второго условия при наличии только первого почти невозможно будет сформировать у армянства государствоцентричное мышление.
В случае обеспечения этих условий государствоцентричное мышление постепенно может стать одной из важных составляющих армянской культуры, способствуя консолидации нации и подъему национального самосознания.
Резюме
Принцип государствоцентричности, став составляющей частью армянской национально-политической культуры, будет иметь как минимум два положительных последствия:
1. способствовать консолидации армянства,
2. способствовать усилению Республики Армения и Республики Арцах, поскольку они станут предметом заботы всего армянского народа.
.
Ваграм Овян, старший эксперт Центра Арменоведческих исследований НОФ «Нораванк», секретарь Научно-экспертного совета
.
(1) Об этом свидетельствует «положение вне игры» армянской общины на двух последних президентских выборах в США.
(2) Сегодня зачастую термины «государство» и «нация» применяются как синонимы. Например, понятие «Организация Объединенных наций» означает организацию объединенных государств. Точно так государственные интересы зачастую отождествляются с национальными интересами. А национальный интерес включает интересы всех представителей нации.
(3) Выражение «в отношении Республики Армения и Республики Арцах» подчеркивается, учитывая то обстоятельство, что множество армян диаспоры отличаются высоким государственным мышлением в странах своего проживания (Иран, Франция и т.д.).
(4) Примечательна Национальная конституция (1963г.), регулирующая, в частности, внутреннюю жизнь западных армян в Османской империи.
(5) Что имеет чрезвычайно важное значение для национальной безопасности РА.